[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 13:24 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 24-28 **И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла** Сказано в Писании: //А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое// [[old:prs:04:07|(Прем 4:7)]]. И что тогда праведникам, если им приходится жестоко умереть, когда они находятся на пути к жизни вечной? Возможно, иногда это их вина, пусть и малая, что приходится умирать такой смертью. Потому и случается, что люди порочные обретают власть над праведниками при жизни, но, когда праведники умирают, порочные получают наказание более суровое, чем та жестокость, которую проявляли по отношению к праведникам. Это показано и на примере того мучителя, которому Богом было позволено сразить диакона, но не было позволено радоваться его смерти. И Священное Писание свидетельствует об этом. К примеру, человек Божий, посланный в Самарию, остановился в пути, чтобы принять пищу, вопреки повелению Бога. За такое непослушание он был убит львом. Но Писание тут же сообщает, что осёл и лев стояли подле тела пророка, и **лев не съел тела и не изломал осла**. Из этого фрагмента мы видим, что грех непослушания был наказан смертью, ибо лев напал на живого пророка и убил его, однако он не осмелился тронуть его тело, когда он уже был мёртв. Бог позволил зверю убийство, но не позволил есть добычу, так как пророк, пусть и заслуживший упрёка при жизни, оправдан своей смертью, которую он выстрадал как наказание за непослушание. Лев же, сначала загубивший жизнь грешника, затем стерёг труп праведника. //**Диалоги.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 24-28 **И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла** Кроме того, мы знаем, что и за малейшие грехи даже святые люди бывали телесно преданы сатане или тягчайшим страданиям. Ибо снисходительность Бога не терпит того, чтобы в день суда в них найдены были и самые малые недостатки или пороки. Согласно словам пророка, которые на самом деле - Его слова, Он очищает всю примесь нечистоты в теперешней [жизни], дабы привести их к вечности как испытанное огнём золото или серебро, уже не нуждающееся в очищении. //И обращу на тебя руку Мою//, - говорит Он, -// и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое... тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная»// [[old:is:01:25|(Ис 1:25- 26)]]. И ещё говорит: //Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь// [[old:pr:17:03|(Притч 17:3)]]. И ещё: //Золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения// [[old:prsir:02:05|(Сир 2:5)]]. И это тоже: //Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает// [[new:evr:12:06|(Евр 12:6)]]. В Третьей книге Царств мы это ясно видим на примере пророка, человека Божьего, который тут же был умерщвлён львом за единственный грех непослушания, совершённый не по намерению и не в силу порочности своей воли, а через обман другого человека. Писание говорит о нём: **Это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему** [[old:3ts:13:26|(3 Цар 13:26)]]. Когда всё это случилось, то сама умеренность и воздержанность хищника (ведь прожорливый зверь не осмелился прикоснуться к лежавшему перед ним телу) предстала не только как наказание за совершённый грех и неосторожную ошибку, но и как заслуга его праведности, в силу которой Господь лишь на время предал пророка мучителю. //**Собеседования.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 24-28 **И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла** Также не следует полагать, что человека Божия загрыз дикий зверь с тем, чтобы в наказание душа его была похищена тартаром, когда тот же самый лев, который был причиной его смерти, охранял его тело. И ведь даже осел, который сопровождал человека Божьего, продолжал бесстрашно стоять невредимым подле мертвого тела своего хозяина в присутствии погубившего его ужасного хищного зверя. Этот удивительный образ из Писания открывает нам, что человек Божий скорее подвергся временному наказанию до своей смерти хотя бы и ценой его жизни, нежели чем наказанию после смерти. Не по этому ли поводу апостол Павел после упоминания об определенных немощах и болезнях и смертях многих говорит: //Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром// [[new:1kor:11:31|(1 Кор 11:31-32)]]. //**О надлежащей заботе об умерших.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела** См. Толкование на [[old:3ts:13:23#lopuxin_ap|3 Цар.13:23]] [<10>]