[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 14:25 ====== ===== Ефрем Сирин ===== **На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима** Ровоам, подстрекаемый к этому греху матерью-язычницей Наамой, распространил и усилил идолопоклонство, введенное Соломоном. И, кажется, на это есть намек в Писании, в котором отступничество Ровоама описано сразу после упоминания о его нечестивой матери. Множество подобных примеров, встречающихся в этой книге (Мааха , Гофолия и Иезавель), в достаточной мере показывает, как браки, заключенные с иноплеменными женщинами, оказывались способными извратить обычаи израильтян в этом отношении. И вот, желая наказать за преступное нарушение благочестия, Бог позволил Сусакиму, царю египетскому, войти в Иудею с огромным войском, завоевать Иерусалим, разграбить храм и царский дом и все разрушить. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-26 **На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского, - Все взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон** Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. //Шишак// (у Манефона Σεσοτγχις). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. [[old:3ts:11:40|XI:40]]); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы сделанные Соломоном золотые щиты [70-т упоминают еще о щитах, некогда привезенных Давидом из Сирии [[old:2ts:08:07|(2 Цар VIII:7)]]; так и слав. русский синод. перевод имеет эту прибавку в скобках] [[old:3ts:10:16|(X:16)]]. Под выражением //"все взял"// [[old:3ts:14:27|(ст. 27)]] раввины разумеют главным образом трон Соломона. В более подробном сообщении о данном нашествии в [[old:2par:12:02|2 Пар XII:2-9]], [[old:2par:12:12|12]] упомянуто, что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены (ср. И. Флав. Древн. VIII, 10, 2-4). [<10>]