[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 15:11 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его** См. Толкование на [[old:3ts:15:09#prp_efrem_sirin|3 Цар.15:9]] ===== Блаж. Августин ===== **Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его** См. Толкование на [[old:3ts:15:09#blazh_avgustin|3 Цар.15:9]] ===== Иаков Афраат ===== **Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его** См. Толкование на [[old:3ts:15:09#iakov_afraat|3 Цар.15:9]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-15 **Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его. Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона. Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его. И внес он в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи, посвященные им: серебро и золото и сосуды** Xарактер царствования Асы, с теократической точки зрения, был почти безупречен. Пользуясь десятилетним миром в стране по вступлении его на престол [[old:2par:13:23|(2 Пар XIII:23)]], Аса отдался реформам культа в смысле приближения его к чистоте и централизации его: изгнал блудников-гиеродулов, появившихся в Иудее при Ровоаме [[old:3ts:14:24|(XIV:24)]]; всюду уничтожал идолов и всякие другие предметы идолопоклонства (ср. [[old:2par:14:02|2 Пар XIV:2-4]]); так поступил он и с идолом Астарты (евр. //мифлецет лаашера//, Vulg. : in sacris Priapt - идол фаллического культа, наиболее омерзительного для евреев) матери своей: он изрубил его и сжег у потока Кедрона, а мать лишил звания царицы (евр. //гебира// - обычный титул царицы, матери царя, ср. [[old:4ts:10:13|4 Цар X:13]]), слав.: //отстави еже не владети ей.// Кедрон - долина и зимний поток на северо-востоке и на востоке от Иерусалима ([[old:2ts:15:23|2 Цар XV:23]] и др. Оnom. 610), теперь Wadi en-Nar. "Ручей Кидрон летом пересыхал, и потому русло его могло быть избрано местом сожжения идола, с тем чтобы после первого разлива воды, осенью, не осталось и следа ненавистного изображения" //(проф. Гуляев)//. Только высоты, посвященные Истинному Богу (блаж. Феодорит, вопр. 47) и издревле получившие священное значение (сp. [[old:3ts:03:02|III:2]]) не были отменены Асою ([[old:3ts:15:14|ст. 14]]; [[old:2par:15:17|2 Пар XV:17]]), высоты иных богов Аса уничтожал [[old:2par:14:02|(2 Пар XIV:2)]], хотя все же высоты Соломона были оставлены и существовали до Иосии [[old:4ts:23:13|(4 Цар XXIII:13)]]. В целом, по своим религиозным убеждениям, Аса был верен Иегове во всю жизнь свою, хотя отдельные поступки его обнаруживали недостаток живой, безраздельной веры в Иегову и совершенного благочестия ([[old:prsir:49:05|Сир XLIX:5-6]] не называет Асу с лучшими царями: Давидом, Езекиею и Иосиею). Обнаруженная им ревность по Иегове в первые, мирные годы царствования (во время которых Аса сильно укрепил многие города царства и организовал крепкую военную силу, [[old:2par:14:04|2 Пар XIV:4-7]]) была вознаграждена величественной победой над вторгнувшимся в его пределы миллионным войском некоего Зарая Ефиоплянина (евр. //Зерах (гак) Куши)//, под которым обычно разумеют египетского фараона Озоркона, преемника Шишака (егип. Шешенк) или Сусакима [По мнению митр. Филарета, Зарай Ефиоплянин был царь мадиамский. Но евр. //Куш, Куши//, имеющее необходимую связь с именем сына Xамова - Xуш ([[old:gen:10:06|Быт X:6]] сл. [[old:1par:01:06|1 Пар I:6]] сн. ), означает в Библии, как и в науке, только кушитские или самитские племена, обычно: ефиоплян, египтян и близкие к ним племена ([[old:ps:067:32|Пс LXVII:32]]; [[old:is:20:03|Ис XX:3-5]], [[old:is:37:09|XXXVII:9]], [[old:is:11:11|XI:11]] [[old:ier:16:09|Иер XVI:9]] и др), причем Ефиопия иногда берется вместо Египта [[old:4ts:19:09|(4 Цар XIX:9)]]. Мадианитяне же - семиты, потомки Авраама от Xетурры ([[old:gen:25:04|Быт XXV:4]]; Onomast. 660)], [[old:2par:14:08|2 Пар XIV:8-14]], причем была захвачена Асою богатая добыча, из которой Аса немало внес в сокровищницу храма, равно как из сокровищ отца своего ([[old:3ts:15:15|3 Цар XV:15]]; [[old:2par:15:18|2 Пар XV:18]]), так и из добытого им самим ([[old:2par:14:12|2 Пар XIV:12]]; [[old:2par:15:18|XV:18]]). Однако, несмотря на наставления пророка Азарии и вызванный ими новый подъем религиозной ревности Асы [[old:2par:15:start|(2 Пар XV)]], Аса впоследствии запятнал себя недостойным актом малодушия и маловерия. Это было во время войны с Ваасою израильским. [<10>]