[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 16:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе** [Вааса] был помазан на царство Богом и послан восстановить истинную религию, разрушенную Иеровоамом и его преемником Наватом, и воздать отмщение за все зло, нанесённое и делами, и нечестивостью. И ему удалось наилучшим образом исполнить первую задачу, ибо он окончательно искоренил потомство как Иеровоама, так и Навата. Что касается второй задачи, то он к их нечестивости прибавил собственную порочность и глупость, поклоняясь идолам обоих [предшественников] и вовсе не уничтожив тельцов, сделанных Иеровоамом, а даже поощряя своих подданных восхищаться ими. Но пророк Иуй сурово осуждает неблагодарную душу Ваасы в этом фрагменте и говорит об отмщении, которое скоро настигнет его. Потому Вааса лишился и царства и жизни. А после убийства Илы, его сына и преемника, на второй год его царствования, Замврий взял власть в свои руки и держал ее, как написано, семь дней. Затем его город Фирцу осадил Амврий, и после того как город был взят, Замврий нашел убежище во дворце и зажег за собою царский дворец. Амврий, основатель Самарии, воцарился после него. Он умер спустя двенадцать лет, оставив царство сыну. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-7 **И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе: за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими, вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова; кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные. Прочие дела Ваасы, все, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце. И воцарился Ила, сын его, вместо него. Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было сказано слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был** //Суд Божий над Ваасою, царем Израильским// Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве (Вефильский старец-пророк, [[old:3ts:13:start|гл. XIII]], не выступает в качестве общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним один народ Божий. Имя пророка Ииуя (евр. //Йегу//, Vulg. : Iehu), тождественное с именем одного из царей израильских ([[old:4ts:09:02|4 Цар IX:2]] сл. ), встречается только в данном месте и [[old:2par:19:02|2 Пар XIX:2]] сл. (ср. [[old:2par:20:34|2 Пар XX:34]]); вероятно, отец пророка Ииуя Анания [[old:3ts:16:01|(3 Цар XVI:1)]] - одно лицо с пророком Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу ([[old:2par:16:07|2 Пар XVI:7]], [[old:2par:16:10|10]]). Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы [[old:3ts:16:03|(ст. 3-4)]] изложено в выражениях, близко напоминающих пророчества: Ахии - на дом Иеровоама [[old:3ts:14:10|(XIV:10-11)]] и пророка Илии - на дом Ахава [[old:3ts:21:23|(XXI:23-24)]]. [<10>]