[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 17:2 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Царств 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Ст. 2-3 **И бысть глагол Господень ко Илии, глаголя, иди отсюду на восток и скрыйся в потоце Хорафове, при реце Иорданове** Возвестив Ахааву угрозу бездождия, **Илия**, по новому повелению Божию, должен был укрыться от гонений этого нечестивого царя и его жены Иезавели, на первый раз, при **потоке**, или ручье, **Хораф**, впадающем в **Иордан**. По сю или по ту сторону был этот **поток**, не решено, и дело не в этом, а в уединенном, безопасном от людских поисков убежище, которое давали пророку прибрежные ущелья и в котором можно было не умереть от жажды. – **Иди отсюду**, т.е. из Самарии, столицы Ахаава. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **И было к нему слово Господне: пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана** //Пребывание пророка Илии у потока Xорафа и чудесное питание его здесь// Как принял Ахав грозное слово пророка, не сказано; но уже самое повеление Божие пророку оставить царя, удалиться на восток и //скрыться// у потока Xорафа предполагает опасность для пророка со стороны царя, который, как видно из последующего, вместе с женой своей Иезавелью вообще преследовал пророков Иеговы ([[old:3ts:18:04|18:4]], [[old:3ts:18:13|13]]) и особенно тщательно разыскивал пророка Илию ([[old:3ts:18:10|18:10]] сл.). Поток Xораф (евр. Керит; LXX: Сorraq; Vulg. : Carith) традицией иногда указывался по сю (западную) сторону Иордана и отождествлялся с //вади-эл-Кальт// (Onomast. 968). Но самое выражение евр. т. "ал-пенэ га-йарден" (слав.: //прямо лицу Иорданову//), по библейскому словоупотреблению (ср. [[old:gen:16:01|Быт. 16:1-2]]; [[old:gen:23:19|23:19]]; [[old:gen:25:18|25:18]]; [[old:1ts:15:07|1 Цар. 15:7]]; [[old:3ts:11:07|3 Цар. 11:7]]), может обозначать только восточную сторону Иордана; притом на восточной стороне Иордана, частью лесистой, частью пустынной, но всегда более удаленной от Самарии, пророк Илия был в большей безопасности от преследований Ахава, чем на западе от Иордана. Пребывание в пустынном одиночестве, кроме безопасности, имело целью приготовление пророка к ожидающим его тягостям общественного служения - как после для новозаветного Илии - Иоанна Предтечи ([[new:lk:01:80|Лк. 1:80]]; [[new:lk:03:02|3:2]]; [[new:mf:11:14|Мф. 11:14]]; [[new:mf:17:12|17:12]]). Наконец, вода потока Xорафа, вероятно, притока Иордана (с востока) некоторое время питала пророка во время засухи. [<10>]