[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 17:6 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил** Блаженный Илия явился прообразом нашего Господа и Спасителя. Как Илия терпел гонения со стороны иудеев, так Господь наш, истинный Илия, был осуждён и отвергнут иудеями. Илия оставил народ свой, и Христос оставил синагогу; Илия ушёл в пустыню, и Христос пришёл в мир. Илию кормили в пустыне служившие ему вороны, а Христа подкрепляла в пустыне мира сего вера язычников. Верно, вороны, заботившиеся о блаженном Илии по велению Господа, были прообразом язычников, ибо по этому поводу сказано о Церкви язычников: //Дщери Иерусалимские! черна я, но красива// [[old:pp:01:04|(Песн 1:4)]]. Почему же Церковь черна и красива? - Черна по природе, красива по благодати. Почему черна? - //Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя// [[old:ps:050:07|(Пс 50:7)]]. Почему красива? - //Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега// [[old:ps:050:09|(Пс 50:9)]]. Почему черна? Апостол говорит: //Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного// [[new:rim:07:23|(Рим 7:23)]]. Почему красива? - //Кто избавит меня от сего тела смерти ? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим// [[new:rim:07:24|(Рим 7:24-25)]]. Истинно, Церковь язычников была подобна ворону, покуда отвергала живого Господа и прежде принятия благодати служила идолам словно безжизненным трупам. //**Проповеди.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил** Итак, не хвастайся, когда постишься; не хвались, чтобы не вышло, что от поста тебе не будет никакой пользы: ведь то, что делается напоказ, не даст плода в будущем, а нынешние заслуги уничтожит. Илия пребывал в пустыне, так что никто не мог видеть его поста, кроме воронов, ибо они снабжали его пищей. И Елисей был в пустыне, где нельзя было найти пищи, кроме дикого вьющегося растения. Иоанн был в пустыне, где находил лишь акрид и дикий мёд. Постящимся пищу подавали святые ангелы. Даниил вкушал среди постящихся львов. Он вкушал пищу чужую, звери же не прикасались к своей. К постящимся прилетают яства, у едящих подкашиваются ноги: постящимся с неба нисходит манна, а на пирующих восходит грех отступничества. //**Об Илии и посте.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил** **И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру**. Хлеб представляет собой совершенство и праведность вместе взятые: это хлеб, о котором Исайя говорит, что он будет дан тому, кто //будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы// [[old:is:33:16|(Ис 33:16)]], чьи глаза //увидят Царя в красоте Его// [[old:is:33:17|(Ис 33:17)]]. Действительно, хлеб, являющийся основным пропитанием людей, однозначно указывает на главные добродетели. Что касается мяса, то его приносили вечером, что указывает на две вещи: во-первых, на плач покаяния, как говорит псалмопевец: //Вечером водворяется плач// [[old:ps:029:06|(Пс 29:6)]], и умерщвление плоти, а также труды тяжкие, от которых страдают кающиеся, восходящие к совершенству. Но их печаль станет радостью утром, когда взойдёт Солнце правды и рассеет мрак греха. Слова эти имеют и более высокий смысл, ибо они относятся и к Богу Слову, облачившему Себя нашей человеческой плотью и пришедшему к нам //по вечеру//, то есть при скончании времен. Он //алчущих исполнил благ// [[new:lk:01:53|(Лк 1:53)]] Духом Святым, //Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя// [[new:tit:03:06|(Тит 3:6)]]. Ефрем Сирин, Комментарии на 3-ю книгу Царств ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил** //Отчего ворон утром кормит Илию хлебом, а вечером — мясом?// Ворон понимается как естество, помраченное по причине непослушания, а Илия, сидящий при потоке, понимается как ум ведующего, который зиждется в потоке 
искушений и аскетических трудов. Этот ум принимает
 утром от помраченного естества хлеб, то есть собирает 
ведение путем естественного созерцания сущего, а вечером принимает мясо — ведь он посвящается в таинство
 вочеловечения Господа, которое произойдет в последние 
дни, ибо Сотворивший естество из не сущего, разумеется, восстановит его, если оно испорчено. Или же иначе: Илия понимается как образ Господа. 
Ведь, когда все сердца охватил духовный голод, Он вошел в поток, то есть в жизнь, и добровольно перенес искушения и страдания; когда //Он пришел к своим, свои Его 
не приняли// [[new:in:01:11|(Ин. 1, 11)]] и не накормили, а язычники, помраченные от идолопоклонства, приняли Его и накор
мили ведением и деланием, ибо хлеб означает ведение,
 а мясо — делание. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Царств 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. **И вранове приношаху ему хлеб заутра и мясо к вечеру и от потока пияше воду** См. Толкование на [[old:3ts:17:05#ep_vissarion_nechaev|3 Цар.17:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил** См. Толкование на [[old:3ts:17:04#lopuxin_ap|3 Цар.17:4]] [<10>]