[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 17:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться** И нужно было видеть, как пророк делается зависимым от жены, как эта досягавшая до неба и божественная душа, доблестный и возвы­шенный Илия, в виде странника и просителя приходит к две­рям вдовицы, и теми устами, которые заключили небо, произно­сит слова просящих; дай мне хлеба, дай мне воды. Это для того, чтобы ты знал, что нет ничего столь благоприятного, как дом вдовы, как хижина, исполненная бедности и чуж­дая богатства и зол, происходящих от богатства. Такое место свободно от шума, исполнено всякого любомудрия и спокойнее всякой пристани. Таких жилищ особенно ищут души святых. Итак, пророк пошел к вдовице, которая будет обли­чением иудейского нерасположения к странноприимству, пошел к вдовице, научая этим всех, что иудеи справедливо подверг­лись наказанию. И из самих дел увидим ее благородство. «**Дай мне немного воды**, – сказал пророк, – **в сосуде напиться**». Велика доброта жены. Уже то, что она отвечала, что вступила в разго­вор, что не задержала его и не созвала всего города для нака­зания этой божественной главы, не достойно ли изумления и удивления? А что крайность от голода могла привести жену в та­кой гнев, это можно видеть из иудейского примера. **//Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться** Давайте посмотрим, братья возлюбленные, где блаженный Илия застал вдову. Она вышла за водой и собрать дрова. Давайте теперь посмотрим, что означают вода и дрова. Знаем, что то и другое очень угодны и необходимы Церкви, как написано: //И будет он как дерево, посаженное при потоках вод// [[old:ps:001:03|(Пс 1:3)]]. Деревом показана тайна креста, водой - Таинство Крещения. Итак, она пошла набрать два полена, ибо так она отвечала блаженному Илии, когда он попросил у неё еды: //Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем// [[old:3ts:17:12|(3 Цар 17:12)]]. Вдова была образом Церкви, как я сказал выше; сын вдовы стал прообразом христиан. Итак, когда пришёл Илия, вдова пошла набрать два полена дров. Заметьте, братья, она не сказала //три, четыре//, не сказала //одно// - она хотела набрать два. Она брала два потому, что принимала в образе Илии Христа; она хотела взять те два полена, потому что желала признать тайну креста. Действительно, крест Господа нашего и Спасителя изготовлен был из двух частей дерева, так что та вдова собирала два полена, потому что Церкви предстояло поверить в Того, Кто висел на двух частях дерева. <...> Верно, братья возлюбленные: никто не заслужит веры в Христа распятого, пока не умрёт для мира сего. Ибо, если человек желает достойно вкушать тело Христа, он должен умереть для прошлого и жить ради будущего. //**Проповеди.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться** Когда Илия пришел к воротам Сарепты, он встретил женщину и тут же Духом Святым понял, что она и есть та вдова, о которой Бог говорил ему. Она была там и смотрела на него. Мне кажется, что Илия спросил Господа, та ли эта женщина, ибо он опасался, что строгость его ослабнет, если он начнет расспрашивать обо всех вдовах Сарепты. Но и женщина через откровение, либо сон, либо ещё что- то, получила повеление кормить пророка. Это и означали слова Бога, обращенные к Илии: //Я повелел там женщине вдове кормить тебя// [[old:3ts:17:09|(3 Цар 17:9)]]. Когда он обнаружил её при собирании дров - босую, одетую в лохмотья, до изнеможения истощённую голодом, у него было впечатление, что перед ним - обгорелая чурка. Ему стыдно стало просить у неё хлеба, и тогда он сначала попросил воды. Только потом он попросил и хлеба. Он знал наверняка, что //мука в кадке не истощится// [[old:3ts:17:14|(3 Цар 17:14)]], ибо так обетовал Господь. //**Комментарии на 3—ю книгу Царств.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться** См. Толкование на [[old:3ts:17:09#prp_maksim_ispovednik|3 Цар.17:9]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3 Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу. **И востав, иде в Сарепту Сидонскую и прииде врата града и се тамо жена вдова собираше дрова, и возопи Илия во след ее и рече ей: принеси ми убо мало воды в сосуде, и испию** **Сидонская** земля была под властию отца Иезавели и потому, если судить по-человечески, не представляла безопасного для **Илии** убежища. Но пророк не воспротивился повелению Божию идти туда. //Живый в помощи Вышняго//, где бы ни был, куда бы не занесла его судьба, везде **в крове Бога Небесного водворится**. Пророк уже испытал над собою покров Божий, безопасно прожив у потока Хорафского, и потому безбоязненно, с надеждою на промышление Божие, пошел туда, куда ему приказано – в **Сарепту Сидонскую**, и приблизился к вратам града. И здесь-то он встретил ту **вдову**, к которой он послан, – и попросил у ней **пить**. Эта встреча и эта просьба напоминают подобное событие из жизни патриархов. Авраам послал своего верного слугу в Месопотамский город Харран, к своим родичам, чтобы у них найти для Исаака жену. Слуга, приближаясь к месту, которое было целию его путешествия, увидел за городом колодезь, куда вечером девицы приходили за водой, и помолился Господу, чтобы предназначенная для Исаака невеста была та самая, которая по просьбе его напоит его водою из этого колодезя, – и молитва была услышана. В лице Ревекки, которая вслед за сим напоила его водой, указана ему предназначенная для Исаака невеста. С подобною же молитвою, подходя к воротам **Сарепты** мог обратиться к Богу Илия. «Устрой, Господи, - молился он, - чтобы та **вдовица**, которой Ты заповедал принять и пропитать меня, встретилась со мною при входе в город и дала мне **пить**». И вот он видит у **ворот города женщину**, собиравшую **дрова** для приготовления кушанья, и чтобы узнать, та ли она самая, у которой ему суждено найти себе убежище, просит у ней **воды**. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-16 **И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию** Удивительная кротость вдовы, покорность ее судьбе, замечательная вера в промысл Божий и беспримерное послушание слову пророка - все эти черты сарептской вдовицы представляют в ней образ праведницы вне закона с сердечной верой в Иегову, и в этом смысле она была прообразом церкви из язычников, прежде неплодной, а потом процветшей, как крин. Блаж. Феодорит говорит: "дивлюсь кротости в ответе жены; не вознегодовала она, что при таких бедствиях просят у нее пищи, а представила только крайнюю нищету. Великий же сей и праведный муж, хотя обещал ей неоскудевающие источники муки и елея, однако же повелел, чтобы ему первому изготовила и принесла хлеб. И не огорчилась опять жена, когда изнуряемая заботами и нищеты и вдовства, но, с верою вняв обещанию, принесла пищу. Даже сделала сие, не знав человека; потому что он был иноплеменник, - не изведав опытом его пророческой силы. Думаю же, что ею прообразована Церковь из язычников; потому что жена сия гонимого израильтянами приняла с верою, как и церковь приняла теми же самыми израильтянами изгнанных апостолов" (вопр. 53). Текст, LXX и слав. в ст. 12 предполагает, что у вдовы было несколько сыновей: τοῖς τέκνοις μου - //чадом своим// (евр. ед. ч.: //ливни//; рус. Синод.: //"для сына моего"//); равным образом и в ст. 15: τὰ τέκνα αὐτῆς - //чада ея// (евр. //бетаг//, "дом ее"). Но в том и другом случае преимущество надо отдать еврейскому тексту: по всему рассказу можно видеть, что сын у вдовицы был единственный, и что в ст. 15 говорится о доме вдовы, а не о сыновьях ее. **//Толковая Библия.//** [<10>]