[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 17:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем** Почему она божится? Пророк просил хлеба, а она хлеба не имела. Она боялась, чтобы, пока она будет печь, жа­рить, приготовлять и поэтому медлить, пророк, потеряв терпе­ние, не удалился, и таким образом, чтобы не ушла добыча го­степриимства. Поэтому она предварила его клятвою, сказав: не муки у меня нет, но печеного хлеба, а мука есть. И не клятвою только она удостоверяет его в этом, но и самыми очевид­ными делами. **«И вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем»**. Сколько препятствий было у нее, и, однако, она все преодо­лела и превзошла. Слушай же: она была иноплеменница; это – одно препятствие; была сидонянка – другое препятствие, потому что не одно и тоже быть просто иноплеменником, или принад­лежать Сидону, нечестивейшему городу; этот город привел в пример крайнего нечестия Христос в Евангелии. Итак, она была иноплеменница, и сидонянка, и женщина, – пола сла­бого и во всех отношениях нуждающегося в помощи. Притом была и вдова – четвертое препятствие; пятое, и большее из всех – забота о пропитании детей. Пусть выслушают это вдо­вицы и питающие детей: вот и это не служило предлогом к тому, чтобы не творить милостыни и не принимать странников; оставалась одна только горсть муки, и после нее ожидалась смерть. Но ничто из всего этого не послу­жило препятствием. Укажу и на седьмое препятствие, – на того, кто имел быть принятым женою. Он был не близкий и не знакомый ей, но иностранец и чужой, и по самому богопочи­танию был отделен от нее; и не только иностранец и чужой, но и тот самый, кто навел голод. Но ничто подобное не остановило этой жены; она дала пищу устам, которые истребили всю ее пищу, и виновника го­лода напитала остатками голода. Чрез тебя, говорит она, все мое состояние осталось в этой горсти; но и этой горсти я не щажу для тебя, а себя и детей предам смерти, чтобы ты, ви­новник бедствия, не испытал ни малейшего присутствия бед­ствия. Кто может представить себе другой, высший пример гостеприимства? Невозможно найти никакого. Она увидела стран­ника, и тотчас забыла о природе, перестала думать о болезнях рождения, и, видя сонм детей, не смутилась. **//Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3 Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу. **И рече жена: жив Господь Бог твой, аще есть мене опреснок, но токмо горсть муки в водоносе** (ведре) **и мало елея в чванце** (кувшине), -**и се аз собираю два поленца, и вниду** (в дом) **и сотворю** (опреснок) **себе и чадом моим, и снемы и умрем** Вдова дает понять пророку, что готова бы накормить его, но, к сожалению – нечем, у ней нет печеного хлеба, и осталось во всем ее хозяйстве только **горсть муки и немного елея**. Из этого остатка она приготовит небольшой пресный хлеб для **себя и для детей**, – **«съедим и умрем»**. Слова свои о этой крайней скудости она подкрепляет клятвой **жив Господь Бог твой**, т.е. как несомненно то, что Господь, в Которого ты веруешь и Которому служишь, есть присноживущий Бог, так несомненно и то, что не имею возможности дать тебе пищи, тем, что у меня осталось, нельзя поделиться с посторонним человеком, чтобы **самой с детьми** не умереть с голоду. Не мне, а Богу твоему поверь, что говорю сущую правду – Бога, Которым вдова клялась, она называет Господом (Иеговою), Богом Илии (**Бог твой**), потому что по наружности, т.е. по чертам лица и по одежде признала в Илие Израильтянина, чтителя Иеговы. А что она сама клянется Иеговою, это означает, что она хотя живет среди язычников и вместе с ними служит отечественным богам, принадлежит также к числу чтителей Бога Израилева и близка к тому, чтобы признавать Его не только национальным Еврейским Богом, но вместе Богом всей земли. Примеры чтителей истинного Бога среди язычников представляет история в лице Мельхиседека, Иова, Савской царицы, Неемана Сирийца, жены Хананейской, испросившей у Христа исцеление своей бесноватой дочери. И не для того ли Господь послал пророка к иноплеменнице, чтобы примером этой чтительницы Бога, вера в Которого проторгается у ней из глубины языческого суеверия, обличить Израильтян, от истинной веры ниспадших в суеверие, уничижавших первую смешением с последним? – Для приготовления кушанья она собирает **два поленца**, т.е. немного полен. Определенное число **два** – употреблено вместо неопределенного, подобно тому, как мы говорим «на пару слов». //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем** См. Толкование на [[old:3ts:17:10#lopuxin_ap|3 Цар. 17:10]] [<10>]