[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 17:17 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17-18 **После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего** Обратите внимание на слезы этой женщины, увидьте смирение её в горе, ведь она нимало не винила Бога за решение Его, не поднялась против пророка, но в смирении разума своего она понимает, что наказание настигло ее за ее же вину. Тогда она говорит пророку: //Ты пришел ко мне напомнить грехи мои.// //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3 Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу. **И бысть по сих, и разболеся сын жены, госпожи дома, и бе болезнь его крепка зело, дóндеже не оста в нем дух** **Не оста в нем дух** - идет речь о смерти, а не о состоянии обморока. Сам Илия считал его умершим, когда умолял Господа о возвращении в него **духа**, следственно о воскрешении. Апостол Павел, говоря о силе веры ветхозаветных людей, между прочим говорит: //верою жены получили умерших своих воскресшими// [[new:evr:11:35|(Евр. 11:35)]]. Апостол имеет в виду жену Сарептскую и Соманитянку, сына которой воскресил пр. Елисей. Других жен, которые бы видели воскресение своих детей, Ветхозаветное Писание не знает. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-24 **После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно** //и воскрешение ее сына// И. Флавий (Древн. VIII, 13, 3) предполагает, что сын вдовы сарептской не умирал, а лишь "имел вид трупа" (род обморока); то же думали и некоторые толкователи (напр. Bahr, op. cit: s. 174), но библейский текст определенно говорит ([[old:3ts:17:22|ст. 22]], ср. 18), что здесь имел место случай действительной смерти и действительного воскрешения из мертвых. Замечательно воззрение вдовицы (ст. 18), что благодаря пророку (и его святости) открылись во всей силе грехи ее и вызвали наказание Божие. "Не сказала она, хотя была иноплеменница: худым послужил ты для меня предвестием, виною бед стало для меня пришествие твое, напротив того, приключившееся с нею приписала паче собственным своим грехам" (блаж. Феодорит, вопр. 54). Самый образ действия пророка при воскрешении умершего [[old:3ts:17:19|(ст. 19-21)]] близко напоминает последующее воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки [[old:4ts:04:34|(4 Цар. 4:34-35)]]: символика в том и другом случае тем более понятна, если и Xристос Спаситель в своих чудотворениях не чуждался ее ([[new:mk:07:33|Мк. 7:33]]; [[new:mk:08:23|8:23]]; [[new:in:09:06|Ин. 9:6-7]]). "Пророк помолился Господу об умершем отроке, и после молитвы, трижды дунув на //отрочище//, возвратил его к жизни. Троекратное число указывает на достопоклоняемую Троицу, а дуновение на первоначальное сотворение души" (блаж. Феодор. ). Чудо послужило к окончательному утверждению вдовицы в вере в Иегову и Его пророка [[old:3ts:17:22|(ст. 22-24)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]