[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 18:7 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-16 **Когда Авдий шел дорогою, вот, навстречу ему идет Илия. Он узнал его и пал на лице свое и сказал: ты ли это, господин мой Илия? Тот сказал ему: я; пойди, скажи господину твоему: "Илия здесь". Он сказал: чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтоб умертвить меня? Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя; а ты теперь говоришь: "пойди, скажи господину твоему: Илия здесь". Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня; а раб твой богобоязнен от юности своей. Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою? А ты теперь говоришь: "пойди, скажи господину твоему: Илия здесь"; он убьет меня. И сказал Илия: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему. И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему. И пошел Ахав навстречу Илии** //Встреча пророка с Авдием, царедворцем Ахава// Авдий легко мог узнать (слав.: //потщася//, LXX: espeose) пророка Илию (ст. 7) по его своеобразной внешности: //"человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим"// [[old:4ts:01:08|(4 Цар I:8)]], - по этим признакам узнавали пророка. В беседе Авдия с пророком характерно, кроме глубокого почтения его к пророку ([[old:3ts:18:07|ст. 7,]] [[old:3ts:18:09|9]], [[old:3ts:18:13|13]]), еще воззрение, что Дух Иеговы во всякий момент может унести пророка неведомо куда ([[old:3ts:18:12|ст. 12]]; ср. [[old:3ts:18:46|ст. 46]]; [[old:iez:03:12|Иез III:12]]; [[old:iez:08:03|VIII:3]]; [[old:iez:11:01|XI:1]]; [[old:iez:43:05|XLIII:5]]), как это и произошло при конце жизни пророка [[old:4ts:02:11|(4 Цар II:11)]]. Из этой же беседы узнаем, какие напряженные усилия употреблял Ахав к отысканию Илии - "того, кто устами своими заключил облака, чтобы сделать одно из двух, или убедить пророка, чтобы отверз облака, или погубить его, если не убедится" (блаж. Феодорит, вопр. 55). Только клятвенное заверение пророка [[old:3ts:18:15|(ст. 15)]] в намерении своем предстать пред Ахава убеждает Авдия сообщить Ахаву о прибытии пророка [[old:3ts:18:16|(ст. 16)]]. Имя Божие //"Господь Саваоф"// (евр. Иегова - //Цебаот//) или полнее "Господь Бог Саваоф" (Иегова - Елогей - Цебаот) употребляется почти исключительно у пророков (встречается особенно у Исаии, Амоса, Аггея, Захарии, Малахии, в псалмах и в книгах Царств и Паралипоменон) и означает Бога: 1) как небесного Вождя воинств Израилевых; 2) как Владыку светил небесных и преимущественно 3) как Господа ангельских воинств (см. у //А. Глаголева//, Ветхозаветное библейское учение об ангелах... с. 238-256). [<10>]