[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 18:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам** Не имели ли дерзновения Илия, Иоанн и им подобные? Не обличал ли один Ахава, а другой Ирода? Этот говорил: //Не должно тебе иметь жену брата твоего// [[new:mk:06:18|(Мк 6:18)]], а Илия с дерзновением говорил Ахаву: **Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего** [[old:3ts:18:18|(3 Цар 18:18)]]. Ты видишь, какое дерзновение творит бедность? Ибо богач есть раб, он подвержен убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред, а ничего не имеющий не боится ни публичного торга, ни судебного приговора. Если бы бедность лишала дерзновения, то Христос не посылал бы в бедности Своих учеников на дело, требовавшее великого дерзновения. //**Гомилии на Послание к Евреям.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17-18 **Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам** Такая вольность слов раздражала Ахава особенно сильно, но он не стал ни нападать на Илию, ни упрекать его, как сказано в двух исторических книгах Царств. [Всё это для того], чтобы вы знали, какую власть дал Господь Илии над духом царя, какой страх перед Своим пророком Он вложил в его сердце. То же в древние времена Он содеял с фараоном через Моисея и Аарона, когда они сурово говорили к нему и причиняли [своими деяниями] ему большие страдания, нежели словами. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-20 **Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил** //Свидание пророка с Ахавом, обличение его и предложение испытания силы Иеговы и Ваала// Ахав суеверно видит в пророке человека, приносящего народу несчастье (евр. охер, [[old:3ts:18:17|ст. 17]], //ахар//; [[old:3ts:18:18|ст. 18]]: губить, губитель, ср. [[old:gen:34:30|Быт XXXIV:30]]; [[old:nav:06:18|Нав VI:18]]; [[old:nav:07:25|VII:25]]), но пророк источник гибели Израиля видит [[old:3ts:18:18|(ст. 18)]] в идолослужении Ваалам (Ваал, кроме общего имени, имел еще разные эпитеты и прозвания: Вааль-Вериф, Ваал-Зебув и др., в которых идолослужители видели отдельные божества) и предлагает религиозное состязание с 450 пророками Ваала и 400 пророками Ашоры-Астарты, в присутствии //"всего Израиля"// (т. е. народных представителей) на горе Кармил. Гора Кармил (евр. //Кармел//, собств. сад, [[old:nav:19:26|Нав XIX:26]]; Onomast. 602), к югу от залива Акко, составляет северное продолжение гор Ефремовых, близ потока Киссона. В древнее время г. Кармил, по Иосифу Флавию (Древн. V, 1, 22; Иуд. Война, III, 3, 1), составляла границу между Галилеею и Тирскою областью; известна была растительностью, а также обилием гротов. Пророком избрана была, вероятно, как центральное место в Израильском царстве, и притом близкое к летней резиденции Ахава (ср. [[old:3ts:18:46|ст. 46]]); наконец, здесь, очевидно, издавна был чтимый жертвенник Иеговы [[old:3ts:18:30|(ст. 30)]]. Ахав немедленно исполняет предложение пророка [[old:3ts:18:20|(ст. 20)]], на которого только что пылал гневом [[old:3ts:18:17|(ст. 17)]]: ясно, что личность пророка имела сильное влияние и на этого царя. [<10>]