[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 19:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-3 **И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них. Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там** Безумная женщина вознамерилась совершить это, узнав от царя, что сделал Илия с пророками Ваала. Однако она отложила свою долгожданную месть до того, как разойдутся люди, которые окружали [пророка]. На самом деле, несмотря на свое безумие, она боялась, что ее побьют камнями, когда узнают о плане убить пророка, о праведности деяний которого было хорошо известно. Ведь люди видели, как он разверз облака, произвёл дождь и огонь, оказав помощь людям, смирив высокомерие друзей Ваала и окончательно победив голод. Мудрость заставила Илью уйти от опасности, потому что было бы совершенно неправильно лишиться души, ибо не было причины погубить её. Напротив, была причина её сохранить, и это было сделано так, чтобы лжепророки не могли сказать, будто бог, культ которого он оскорбил, презрев жертвы и убив пророков, предал его в руки царицы. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них. Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там** //Угроза Иезавели пророку Илии и удаление его из Изрееля в Вирсавию и далее на Xорив// Рассказ Ахава Иезавели о кармильских событиях, в частности и об умерщвлении, по слову пророка Илии, жрецов Ваала [[old:3ts:18:40|(XVIII:40)]], имел, вероятно, целью расположить жену к религии Иеговы; но на Иезавель, упорную и фанатичную язычницу, рассказ этот произвел обратное действие; возбудил ее ярость, мстительность и намерение со всей решительностью бороться за культ Ваала и против главного представителя религии Иеговы - пророка Илии, ставшего причиной гибели ее жрецов; и она через посла клятвенно (ср. [[old:3ts:02:23|II:23]]; [[old:3ts:20:10|XX:10]]) угрожает ему смертью, имея в виду, вероятно, побудить его к бегству (умертвить пророка Илию, как многих других пророков [[old:3ts:18:04|XVIII:4]], [[old:3ts:18:13|13]], Иезавель, видимо, не находит возможным ввиду неизвестности его народу, особенно вскоре после происшествий на Кармиле, когда впечатление силы пророка истинного Бога на народ было еще свежо). LXX, слав. в словах Иезавели, [[old:3ts:19:02|ст. 2]], добавляют ei su ei Hliou, kai egw 'Iezabel, //аще ты еси Илиа, аз же//, т. е. "деятельности твоей и авторитету пророка я сумею противопоставить свой авторитет царицы, чтительницы Ваала". Вероятно, Иезавель сделала это не без ведома Ахава, который оказался слишком слабым для того, чтобы оказать противодействие Иезавели: чувство раскаяния (ср. прим. к XVIII:45-46) в нем оказалось слишком неглубоким и бесплодным. Пророк yбoялся (LXX: efobhqh; Vulg. : timuit ergo, слав.: и //убояся//, соотв. евр. гл. яре, "бояться", а не //яра// - "видеть", как в евр. и русск. синод, [[old:3ts:19:03|ст. 3]]). "Почему, - спрашивает блаж. Феодорит (вопр. 59), - Илия, имея такую силу, убоялся одной Иезавели?" И отвечает: "потому, что был не пророк только, но и человек. С другой стороны, и страх был делом Божия смотрения. Чтобы великость чудотворения не надмила мысли, благодать попустила природе дать в себе место боязни, а пророку через это познать собственную свою немощь". Пророк удаляется из Израильского царства в Вирсавию - в Иудейском царстве. Вирсавия принадлежала Симеонову колену, [[old:nav:19:02|Нав XIX:2]]; [[old:2ts:24:07|2 Цар XXIV:7]], лежала на границе Идумеи, теперь хирбет-бир-эс-Себа, Onomast 277; на южном конце Иудеи и всего Xанаана, как Дан составлял северную границу его; отсюда известное выражение "от Дана до Вирсавии". [[old:sud:20:01|Суд XX:1]]; [[old:1ts:03:20|1 Цар III:20]]; [[old:2par:03:10|2 Пар III:10]]; [[old:2par:17:11|XVII:11]]; [[old:2par:24:15|XXIV:15]]; [[old:3ts:04:25|3 Цар IV:25]], ср. //Robinson//, Palastinal, 337). Xотя город этот принадлежал к Иудейскому царству, но и во времена разделения царств привлекал много паломников из Израильского царства [[old:am:05:05|(Ам V:5]]; [[old:am:08:14|VIII:14)]]. В Вирсавии пророк оставляет отрока своего ([[old:3ts:19:03|ст. 3]], сн. [[old:3ts:18:43|XVIII:43-44]]); в печали своей пророк, естественно, хотел быть один. [<10>]