[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 19:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих** Так [смерть] — это страшилище, эту высшую степень наказания, эту главу зол, это возмездие за всякий грех он просит как желанного и хочет получить в качестве милости. До такой степени уныние ужаснее смерти: чтобы избежать первого, он прибегает к последней. Если он думал, что смерть легче, то зачем он убежал, оставивши и отечество, и народ, чтобы не подвергнуться смерти? Почему он тогда избегал ее, а теперь ищет ее? Чтобы тебе знать и отсюда в особенности, насколько уныние тягостнее смерти. Когда потряс его один только страх смерти, он, естественно, делал все, чтобы избежать ее. А после того, как обнаружило свою природу уныние, поедая, истощая, убивая его своими зубами, сделавшись для него невыносимым, тогда, наконец, он счел, что самое тяжелое (т. е. смерть) легче его. **//Письма к Олимпиаде. Письмо третье.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих** Вовсе не от женщины бежал столь великий пророк, но от сего мира. И не смерти он боялся, ибо сам предстал перед тем, кто искал его, но Господу сказал: Возьми душу мою. Он сносил скверну жизни и не стремился к ней; он бежал от мирских искушений, чумы порочности и нечестия безбожного поколения грешников. //**О бегстве от мира.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих** Илия, в духе и силе которого пришёл Иоанн Креститель, по молитве которого с неба сходил огонь и расступались воды Иордана, опасался Иезавели и бежал. Изнурённый, он сел под кустом в пустыне, истощённый от ходьбы, просил себе смерти, говоря: **Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.** Кто скажет, что он не был праведен? И всё же страх (уж не говорю о женщине) перед человеком происходит от душевного смятения, о котором нельзя сказать, что оно без греха. Вот, Давид говорит: //Господь за меня ~ не устрашусь: что сделает мне человек?// [[old:ps:117:06|(Пс 117:6)]]. //**Диалоги против пелагиан.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-8 **А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива** Удрученный скорбью, пророк идет в пустыню - ту самую Аравийскую пустыню, по которой некогда странствовал народ Божий, и здесь под одним кустом растения дрока (евр. ротем, ср. [[old:ps:119:04|Пс СXIX:4]]; [[old:iov:30:04|Иов XXX:4]]; LXX: ὑποκάτω ´Ραθμέν; Vulg.: subter juniperum; слав.: //под смерчием//; русск. синод: //под можжевеловым кустом//) - растения, нередко встречающегося в Аравии и дающего употребительный там уголь [[old:ps:119:04|(Пс CXIX:4)]], - отдался чувству глубокой скорби и сожалению о неудачах своей пророческой миссии, и это чувство, в связи с пламенной ревностью по Боге (сн. [[old:3ts:19:10|ст. 10]], [[old:3ts:19:14|14]]), вылилось у пророка просьбой или молитвой к Богу о смерти - об отнятии у него высочайшего дара милости Божией - жизни (ср. [[old:ps:060:07|Пс LX:7]]; [[old:pr:03:02|Притч III:2]] и др. ): жизнь его представлялась ему не выполняющею своего назначения, и потому смерти по примеру предков он просит у Бога. Это желание и прошение пророка не было выражением малодушия и ропота с его стороны, иначе он не удостоился бы двукратного послания ангела [См. у А Глаголева. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев, 1900, с. 302] ([[old:3ts:19:05|ст. 5]], [[old:3ts:19:07|7]]) для укрепления его и научения. Подкрепившись указанной ангелом пищей, пророк идет к горе Божией Xориву и в 40 дней достигает ее. Xорив (LXX: Χωρήβ; евр. //Xореб//; Vulg.: Horeb, [[old:ish:03:01|Исх III:1]]; [[old:ish:17:06|XVII:6]]; [[old:ish:33:06|XXXIII:6]]; [[old:vtor:01:06|Втор I:6]]; [[old:vtor:04:10|IV:10]]; [[old:3ts:08:09|3 Цар VIII:9]] и др.) именуется горой Божией и нередко в Библии отождествляется с Синаем. Обыкновенно их различают тем, что за Xорив принимают весь горный узел между аади Шуеб, Раха и Леджа, а за Синай - отдельный высокий пик, поднимающийся над ним к югу (Onomastic, 975). Сравнительно небольшое пространство от пустыни, прилегающей к Вирсавии, до Xорива в земле Мадиама пророк прошел 40 дней - вероятно, с продолжительными остановками и уклонениями от прямого пути (для избежания преследователей); прямой же путь в указанном направлении не превышал 50 верст (по [[old:vtor:01:02|Втор I:2]] от Xорива до Кадес-Варни, лежащего несколько южнее Вирсавии, - 11 дней пути). 40 дней путешествия Илии к горе законодательства имеют аналогию с 40-дневным пребыванием Моисея на горе законодательства [[old:ish:24:18|(Исх XXIV:18)]], и как Моисей провел 40 дней без пищи и пития ([[old:ish:34:28|Исх XXXIV:28]]; [[old:vtor:09:09|Втор IX:9]], [[old:vtor:09:18|18]], [[old:vtor:09:25|25]]; [[old:vtor:10:10|X:10]]), так можно думать, постился во время 40-дневного пути к Xориву и пророк Илия (//"подкрепившись тою пищею"//; слав. //"иде в крепости яди тоя"//; Vulg.: ambulavit in forti tudine cibi illius), страстно желая иметь Откровенние Божие о судьбе Израиля и собственной пророческой миссии. [<10>]