[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 19:5 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-8 **И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива** Вот, Илия спал под деревом. Тогда ангел пришел к нему и разбудил его [сон одолел его по причине усталости, печали и разочарования], и придал ему силы, и утешил его пищей, которую приготовил для него. Пища пророка состояла из хлеба, испеченного на углях, и воды. И он сказал: **Дальняя дорога пред тобою**, то есть: «Ты избежишь печали, которой боишься, не смертью, как ты думаешь, но бегством. Слишком дальняя дорога пред тобою, и это не то, что идти к Хорафу - месту близкому, ты идешь в дальнее место к чужеземцам, и там ты обретешь мир и процветание. Потому до тех пор, пока тебе не позволено это сделать, ты должен есть и пить, собирать силы для дальнего путешествия, ибо в бесплодной и пустынной земле ты не найдешь пищи». Аллегорически хлеб, испеченный в золе, который страж [ангел] предлагает Илии, имеет два различных значения: с одной стороны, он явно указывает на тяжесть раскаяния, что наилучшим образом символизирует зола, поскольку она является символом скорби и кающегося сердца; пресный хлеб, пропитанный золой, и вода являются пищей бедных и жалких. Но мы можем с уверенностью сказать, что они являются также символами всех праведников, для которых провидение Творца уготовило полный лишений жизненный путь. Поэтому Он ведет их через страдания, отсутствие пищи и изнурительный пост к полному очищению от всякой земной нечистоты, и затем возводит их на гору, которая есть совершенство святых. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 5-6 **И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул** Илия Фесвитянин, уснув **«под садом»** и пробудившись, видит у **«возглавия»** своего **«опреснок и чванец воды»** [[old:3ts:19:05|(3 Цар. 19:5]][[old:3ts:19:06|-6)]]. Посему, кто же он такой, чтобы найти ему опреснок, лежащий у изголовья, а во главе, как говорит Соломон, иметь //«мысленные очи мудраго»// [[old:ekl:02:14|(Еккл. 2:14)]], или, вследствие благочестивого искания и искреннего прошения, – духовный хлеб, питающий душу, и воду, текущую в живот вечный [[new:in:11:14|(Ин. 11:14)]]? **//Письма на разные темы. Епископу Сильвану.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь** См. Толкование на [[old:3ts:19:04#lopuxin_ap|3 Цар. 19:4]] [<10>]