[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 19:9 ====== ===== Преподобный Максим Исповедник ===== **И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия** См. Толкование на [[old:3ts:19:08#prepodobnyj_maksim_ispovednik|3 Цар. 19:8]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-14 **И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее** //Xоривское богоявление пророку// Вопрос Божий Илии //"что ты здесь, Илия?"// [[old:3ts:19:09|(ст. 9)]] не имеет значения упрека пророку за малодушное бегство в пустыню от миссии среди общества, как думают некоторые толкователи, а есть просто призыв божеской любви к утомленному душой и телом пророку - открыть Иегове душу свою. И пророк открывает сокровеннейшее содержание своих дум и чувствований сердца: пламенную ревность и острую скорбь о нарушении Израилем завета с Богом, о разрушении или осквернении священных жертвенников, об избиении пророков, так что из последних остался один Илия, но и его жизнь в опасности от преследователей ([[old:3ts:19:10|ст. 10]], [[old:3ts:19:14|14]]). Ревность по нарушенному Завету [Талмудисты под именем "Завета" (евр. берит) здесь, на основании [[old:gen:17:13|Быт XVII:13-14]], разумеют обрезание, и так как обрезание в действительности не было оставлено во времена пророка, то, по верованию талмудистов, пророк Илия был наказан за свое неправильное осуждение Израиля тем, что навсегда с тех пор обязан присутствовать при операции обрезании, для чего обыкновенно при обрезании поставляется особый стул для пророка Илии. См А. Алексеев. Богослужение, праздники и религиозные обряды нынешних евреев. Новгород, 1861, с. 154-155], некогда заключенному на Синае [[old:ish:34:01|(Исх XXXIV:1-10)]], и теперь побуждающая пророка обратиться с сетованиями на Израиля к Богу ([[new:rim:09:02|Рим XI:2]]: ΄entugcanei tw Xew kata tou ΄israhl) на той же горе завета и законодательства ставит пророка Илию в параллель с Законодателем Моисеем (оба великие мужа впоследствии предстали Законодателю Нового Завета Иисусу Xристу на горе Преображения, [[new:mf:17:03|Мф XVII:3]]; [[new:mk:09:04|Мк IX:4]]; [[new:lk:09:30|Лк IX:30]]). С именем ревнителя перешел пророк Илия и в историю. Самая речь пророка [[old:3ts:19:10|ст. 10]], повторенная после [[old:3ts:19:14|ст. 14]], есть вопрос к Богу: какие меры или средства могут быть применены к вероломному Израилю? Не предрешая этого вопроса, пророк, однако, мог желать быстрой и решительной кары. Ответом Божьим на слова и думы пророка служит, во-первых, особый характер богоявления, [[old:3ts:19:11|ст. 11-12]], а затем повеление Божие о поставлении двух царей и пророка для совершения суда Божия над Израилем. Богоявление пророка Илии на Xориве, [[old:3ts:19:11|ст. 11-12]], близко напоминает некогда имевшее здесь же Богоявление Моисею [[old:ish:33:18|Исх XXXIII:18-19]], [[old:ish:33:22|22]]; [[old:ish:34:06|XXXIV:6]] - тоже по поводу нарушения завета Израилем при Синае [[old:ish:32:start|(Исх XXXII)]]. Что касается самого характера богоявления, то из того, что Иегова явился не в вихре и буре (ср. [[old:is:17:13|Ис XVII:13]]; [[old:is:40:24|XL:24]]), не в землетрясении (ср. [[old:is:24:18|Ис XXIV:18]]), не во всепоедающем огне (ср. [[old:is:66:15|Иc LXVI:15]] сл. ) - обычных грозных стихийных силах карающей, гневающейся силы Божией (ср. [[old:ps:017:08|Пс XVII:8-18]]; [[old:is:29:05|Ис XXIX:5-6]]), а в веянии тихого ветра (ср. [[old:iov:04:16|Иов IV:16]]; [[old:ps:106:29|Пс CVI:29]]), - пророк научался, что Иегова "за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров и всех вконец истребить стремительными ветрами" (блаж. Феодорит, вопр. 59). Слов: //"и там Господь"// слав. -рус. перев. ст. 12 нет ни в евр. т. ни в принятом т. LXX, но во многих греческих кодексах они читаются (kakeϊ KurioV в кодд. 19, 44, 52, 64, 74, 92, 106, 119, 120, 123, 158, 236, 213, 246. у Гольмеса; kai ekei KurioV - в кодд. 59, 108, 121, 134, 245, 247, ibid) и смысл текста они вполне выражают. Vulg. их, впрочем, также не имеет. В целом, данное богоявление имеет весьма важное значение для целого богословия Ветхого Завета, свидетельствуя, что, по учению Ветхого Завета, Бог есть не стихийная сила, а духовное нравственное начало, для которого стихийные явления суть лишь средства проявления, но действия которого всегда запечатлены высшим нравственным характером, и основным законом действования Божия в мире вообще и особенно к людям являются любовь и милосердие (ср. [[old:ish:34:06|Исх XXXIV:6]]). Почувствовав присутствие Божие в веянии тихого ветра, пророк Илия вышел из пещеры, в которой он был во время потрясающих явлений природы, и в благоговейном трепете пред Неприступным Богом закрыл плащом (милотью, LXX: 'en th milwth; Vulg. : pallio; евр. //аддерет//) лицо, как Моисей при бывших ему на Xориве же богоявлениях [[old:ish:03:06|(Исх III:6;]] [[old:ish:33:20|XXXIII:20]], [[old:ish:33:22|22]]; ср. [[old:is:06:02|Ис VI:2)]]. [<10>]