[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 19:12 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра** Илия, постившись 40 дней, и сам увидел Бога на горе, но не в огне, как ранее – представители Израиля, а, по причине богоугодного поста, минуя видение Бога в огне, увидел Его во гласе проходящего тонкого веяния, что ближе соответствует словам Владыки, говорящего: //«Дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»// [[new:in:04:24|(Ин.4:24)]]. Ибо оный глас (в видении Пророка Илии) предызображал истину и проповедь самой Истины, огласившей все концы (земли); мимоидущее же веяние предобозначало Духа и благодать. Но в видении Бога, бывшем во время его поста, Илия восприял также силу для помазания пророка вместо себя и дарования ему вдвойне той благодати, которая обитала в нем самом, и для того, чтобы быть взятым ввысь от земли, конечно, как очевидный прообраз бывшего впоследствии Вознесения Христа на небо. **//Омилия 6. Увещательная к посту.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра** См. Толкование на [[old:3ts:19:11#prp_efrem_sirin|3 Цар. 19:11]] ===== Преподобный Максим Исповедник ===== **после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра** См. Толкование на [[old:3ts:19:08#prepodobnyj_maksim_ispovednik|3 Цар. 19:8]] ===== Прп. Макарий Великий ===== Рабу Божию надлежит пребывать не в таком неустройстве, но во всякой кротости и мудрости, как сказал Пророк: «//на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих//» [[old:is:66:02|(Исаии 66, 2)]]. Находим также, что при Моисее и Илие, когда являлся им Бог, пред величием Владыки во множестве служили и трубы и силы, но пришествие Господне отличалось и обнаруживалось тем, что исчислено выше, то есть миром, безмолвием и покоем. Ибо сказано: «**се глас хлада тонка, тамо Господь**» . А сим показывается, что покой Господень состоит в мире и в благодушии. Но какое основание положит и какое начало сделает человек, в том и пребывает до конца. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 6.**// ===== Лопухин А.П. ===== **после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра** См. Толкование на [[old:3ts:19:09#lopuxin_ap|3 Цар. 19:9]] ===== Прот. Александр (Шмеман) ===== **после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра** Какие удивительные слова: **веяние тихого ветра, и там Господь**! что означают они? Прежде всего то, что не во внешних и внешностью своей подавляющих явлениях совершается встреча души с Богом. Буря, землетрясение, огонь — все это символы внешних событий, всего того, что своей грозной и неодолимой мощью оказывает на нас устрашающее воздействие и хотя бы на время порабощает, лишает внутренней свободы. Нет, не в этих явлениях, не в буре, не в землетрясении и огне, не в порабощении души и ума начало веры! Не в этом встреча с Богом, не в этом суть религиозного опыта, а в веянии тихого ветра — **в гласе хлада тонка**. Именно здесь нет ни принуждения, ни подавления, ни устрашения. Ибо не в том ли главная особенность этого тихого веяния, что его можно не заметить, не расслышать внутренним слухом, если душа наполнена иным. **//Беседы на радио "Свобода". Свидетельства.//** [<10>]