[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 19:15 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 15-17 **И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей** Как я уже сказал, //звук ласкового слова// [[old:3ts:19:13|(3 Цар 19:13)]], который пришёл после буйного ветра и огня, принёс добрые известия. Последующие за этим явлением [события] совершенно согласуются с контекстом: в самом деле, спасавшийся до сих пор бегством от царицы Иезавели Илия ныне послан помазывать царей и освящать пророков. И он помазывает своим словом Азаила царем над Сирией, елеем Ииуя, сына Намессиина, царем над Израилем, судьёй Ахаву, мстителем за невинную кровь, а своей милотью - Елисея пророком. И вот, когда Господь решил, что осуждённые Илией за отступничество должны получить справедливое возмездие за свои беззакония, их ждало наказание: часть людей будет наказана Азаилом, царем Сирийским, в то время как Ахав и царица Иезавель получат своё осуждение от Ииуя; наконец, если что-то они недосмотрят, Елисей завершит задачу своей властью, которую дал ему Господь. И люди действительно заслужили наказание тем, что не отошли от своих заблуждений; даже узнав правду через великие и явные знамения, которые совершил Илия, они не отказались от поклонения Ваалу. Грехи Ахава и Иезавели также были тяжкими, известными и нескрываемыми, и за них они заслуживали сурового наказания. А поскольку Иезавель назначила новых пророков своего бога Ваала вместо убитых Илиёй, то и они должны были получить то же наказание, что и их предшественники. Кроме того, существовали другие причины, которые заставляли Илию возвысить Елисея до чести пророка именно в то время, когда он собирался покинуть сей мир. Во-первых, чтобы иметь помощь в трудное время; во-вторых, чтобы подтвердить своим словом событие восхищения своего учителя и его восхождения на небеса (ибо никто до этого не слышал ничего подобного), и прекратить ложь пророков Вааловых. Ведь они не могли одобрять деяния Илии, их гонителя, а пытались всеми силами убедить народ лживыми словами, будто ученики Илии просто придумали похищение их учителя и сделали вид, что Бог вознёс его на небеса. //**Комментарии на 3—ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-18 **И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его** Если в [[old:3ts:19:11|ст. 11-12]] заключается символический ответ на слова пророка [[old:3ts:19:10|ст. 10]], [[old:3ts:19:14|14]], то теперь дается другой ответ Божий на то же недоумение пророка - повеление Божие ему - "помазать": Азаила - царем над Сирией, Ииуя - царем над Израилем и Елисея - преемником Илии в пророческом служении [[old:3ts:19:15|(15)]]. Эти три столь различные деятеля объединяются здесь, как имеющие служить выполнению воли Божией планов Божиих об Израиле в частности: Азаил, царь сирийский, впоследствии сделался бичом гнева Божия на Израиля и постоянно теснил его извне ([[old:4ts:08:12|4 Цар VIII:12]], [[old:4ts:08:29|29]]; [[old:4ts:10:32|X:32]]; [[old:4ts:13:03|XIII:3]], [[old:4ts:13:07|7]]); Ииуй совершил трудные внутренние потрясения в Израильском царстве: он уничтожил дом Ахава и культ Ваала, им введенный ([[old:4ts:09:24|4 Цар IX:24]], [[old:4ts:09:33|33]]; [[old:4ts:10:01|X:1-28]]); пророк Елисей явился прямым продолжателем дела пророка Илии: борьбы против язычества в Израиле, и был орудием научающего и наказующего действия Божия, - конечно, не через вещественный меч, как первые два [[old:3ts:19:17|(ст. 17)]], а через меч пророческого слова [[old:is:49:02|(Ис XLIX:2)]] и всей пророческой его деятельности. Пророк Илия самолично выполнил лишь третье повеление Божие - о поставлении Елисея в преемники себе [[old:3ts:19:19|(ст. 19-21)]]. Но "если помазал пророка, и сообщил ему духовную благодать, то сим помазал и прочих, потому что Елисей, прияв через него пророческую благодать, и на них перенес дарование и сообщил им царственную благодать" (блаж. Феодорит, вопр. 60). Впрочем, "помазание" здесь имеет совершенно общий смысл: поставления, назначения, предуказания, призвания: даже Елисей призван был пророком Илиею к пророческому служению не через помазание елеем (о елеепомазании пророков, как способе призвания, в Ветхом Завете вообще не говорится, исключая пророчества о помазании верховного пророка Мессии, [[old:is:61:01|Ис LXI:1]]; сн. [[new:lk:04:18|Лк IV:18]]), a через возложение на него пророческой мантии или плаща ([[old:3ts:19:19|ст. 19]]. сн. [[old:4ts:01:08|4 Цар I:8]]; [[old:4ts:02:13|II:13]]; [[old:zah:13:04|Зах XIII:4]]); тем менее речь может быть относительно "помазания" Азаила на царство в Сирии: пророк Елисей, выполнитель завещания пророка Илии, просто передал Азаилу волю Божию о нем [[old:4ts:08:07|(4 Цар VIII:7-13)]]; только Ииуй, подобно другим царям еврейским (ср. [[old:1ts:10:01|1 Цар X:1]]; [[old:3ts:01:34|3 Цар I:34]] и др.), действительно был помазан на царство, хотя не самим пророком Елисеем, а одним из "сынов пророческих" [[old:4ts:09:01|(4 Цар IX:1-10)]]. О положении Авел-Мехолы, родного города пророка Елисея (по Евсевию-Иерониму, в 10 милях к югу; от Скифополя или Вефсана, Onomastic 5), см. прим. к [[old:3ts:04:12|IV:12]]. Наряду с возвещением суда над Израильским царством [[old:3ts:19:17|(ст. 17)]], пророку Илии даруется и благодатное утешение, что среди широкого распространения нечестия в Израиле есть и неведомые миру и даже пророку, но ведомые единому Богу носители истинной веры и благочестия: 7 000 (мужей), не преклонявших колена пред Ваалом и не лобызавших его статуи [[old:3ts:19:18|(ст. 18)]]. 7 тысяч - круглое определенное число вместо неопределенного множества как 144 000 запечатленных - в [[new:otkr:07:04|Откр VII:4]]; [[new:otkr:14:01|XIV:1-5]]; [[new:otkr:14:07|7]] - символическое число святости, завета, культа (K. Bahr. Symbolik des masisch. Kull. I, 5, 193) и здесь, естественно, взято для обозначения остатка верных завету израильтян, как "святого семени" народа завета (ср. [[old:is:06:13|Ис VI:13]]; сн. [[new:rim:11:07|Рим XI:7]]). О преклонении колен, как выражении религиозного чувства, см. [[old:3ts:08:54|VIII:54]]; о целовании статуй золотых тельцов см. [[old:os:13:02|Ос XIII:2]]. Ср. у //М. Пальмова,// Идолопоклонство у древних евреев, с. 232. [<10>]