[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 1:17 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17-18 **И умер он по слову Господню, которое изрек Илия. И воцарился Иорам вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было. Прочее об Охозии, что он сделал, написано в летописи царей Израильских** После смерти Охозии, у которого не было детей, которые могли бы наследовать престол, его брат Иорам стал царем. Это случилось не потому, что закон предписывал что-то подобное, а потому, что таков был обычай их соседей, который сыны Израиля соблюдают и по сей день уже много лет. Но Бог дает другой устав для царства сынов Иуды: Он привязывает их к дому Давидову, и именно таким образом царство постоянно передавалось от отца к сыну или следующему родственнику. Они отступили от этого права наследования только однажды, во времена Иехонии, который стал царем после Седекии, брата его отца, потому что Иехония был уведён в Вавилон и Седекию заставили занять его место, чтобы предотвратить падение монархии. //**Комментарии на 4-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **И умер он по слову Господню, которое изрек Илия. И воцарился Иорам вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было. Прочее об Охозии, что он сделал, написано в летописи царей Израильских** Вместо бездетного Охозии (70-ти слав. не имеют замечания ст. 17 о бездетности Охозии) воцарился брат его Иорам. "Был закон, чтобы царство наследовали дети царей, а если нет детей, старший брат или ближайший родственник" (блаж. Феодорит, вопр. 5 на 4 Цар). Время воцарения Иорама израильского определяется неодинаково в трех различных местностях: а) здесь [[old:4ts:01:17|(ст. 17)]] - во 2-й год царствования Иорама иудейского сына Иосафата (ср. [[old:3ts:22:50|3 Цар XXII:50]]); б) в [[old:4ts:03:01|4 Цар III:1]]: в 18-й год Иосафата и в) в [[old:4ts:08:16|4 Цар VIII:16]] говорится, что, напротив, Иорам иудейский воцарился в 5-й год Иорама израильского. Две последние даты оправдываются свидетельством III гл. о совместном походе Иорама с Иосафатом на Моава; дата же данного места объясняется, может быть, тем, что Иосафат иудейский некоторое время (около 5 лет) мог иметь соправителем сына своего Иорама. [<10>]