[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 2:1 ====== ===== Прп. Максим Исповедник ===== **В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала** //Умозрение о Елисее, его ученике.// Так его ученик и духовный наследник Елиссей, имея чувство не обладаемым какими-либо вещественными мечтаниями, поскольку оно у него уже было по уму все заполнено благодатью Духа, сам иным зрением видя сущие с ним божественные, противоположные лукавые силы, и [своему] ученику даруя видеть сильнейшую немощи силу (я имею в виду, что преимуществует перед плотью, вокруг которой лукавые духи строят засады для прозорливого ума, душа, вокруг которой выстраиваются фаланги ангелов, обстоя ее как царский образ) и [сам] учился, и учил. //**Амбигвы к Иоанну.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала** //Вознесение пророка Илии на небо.// Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о "вознесении Илии" - событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 Цар; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий [По талмуду, Moed dalon 26 в., "Илия живет вечно". Талмуд и Мидраш представляют пр. Илию присутствующим в собраниях мудрых и святых, в школах еврейских, в синагогах при обрезании и др. ритуалах; он предтеча мессианского времени, он обитатель рая, которого не постигла смерть Адама; Илия некогда разрешит все трудные вопросы, Вава mezia 37-а; изъяснит трудные отделы Библии, как [[old:iez:45:18|Иез. 45:18]] a., Menachoth 45-a. Ср. lebamoth 102 в. Berachoth, 58-a. - Иосиф Флавий (Древн. IX, 2, 2) говорит о смерти пророка Илии так: "Около времени Иорама исчез с лица земли, и никто по сей день не знает подробностей его кончины..." Относительно Илии, ровно как относительно жившего до потопа Эноха, имеются данные в Священном Писании, тогда как о смерти их никто не узнал ничего точного]. Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского [[old:4ts:01:17|(4 Цар. 1:17)]] и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по [[old:1par:21:12|Пар. 21:12-15]] писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ([[old:gen:05:24|Быт. 5:24]]; ср. [[old:prsir:48:12|Сир. 48:12]]; [[old:prsir:49:16|49:16]]; см. "Толков. Библия", т. I, с. 31-32): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. //гилгал//). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. "Xолм Обрезания" - Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина [[old:nav:04:19|(Нав. 4:19]]; [[old:nav:05:03|5:3]], [[old:nav:05:10|10]]; [[old:nav:09:06|9:6]]; [[old:nav:10:06|10:6]], [[old:nav:10:15|15)]]; Самуила и Саула ([[old:1ts:06:16|1 Цар. 6:16]]; [[old:1ts:11:15|11:15]]; [[old:1ts:13:start|13]] и сл.) и Давида [[old:2ts:19:15|(2 Цар. 19:15]], [[old:2ts:19:40|40)]]; теперь Джульджуль (Onomast. 287), а Галгалы близ Вефиля (ср. [[old:4ts:04:38|4 Цар. 4:38]]; [[old:am:04:04|Ам. 4:4]]; [[old:am:05:05|5:5]]; [[old:os:04:15|Ос. 4:15]]; [[old:os:09:15|9:15]]; [[old:os:12:01|12:1-2]]); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomast 319). **//Толковая Библия.//** [<10>]