[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 2:2 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя** Действительно, Илия, живший с тех пор вместе с Елисеем, которого он посвятил в пророки в соответствии с Божественным предсказанием, как уже было сказано, находился с ним неразлучно, ведя тот же образ жизни. Когда Илии предстояло быть вознесённым на небо в огненной колеснице, уйти и подняться в облака в вихре, сбивающем нас с ног на земле, он, уже пересекший Галгал и собиравшийся отправиться в Вефиль, приказал Елисею остаться в Галгале. Но Елисей совсем не послушался его и не ушел от него, ибо эти слова влекли его, вместо того чтобы остановить. В конце концов Илия взял его с собой. Когда оба пришли в Вефиль, где провели несколько дней, Илия собирался пойти в Иерихон в одиночку и снова, во второй раз, повелел Елисею не ходить с ним. Но как и прежде он продолжал упираться и упрямствовать, будто чувствовал душевную боль при мысли, что его разлучат с его господином. Поскольку Илия не знал, что делать, то согласился снова идти с ним. За ними следовали еще пятьдесят человек; то были сыны пророков. //**Комментарии на 4-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-6 **И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба** По-видимому, пророк Илия имел лишь общее предчувствие, основанное на общего характера откровении, что пришло время его преставления от земной жизни: в таком общем виде могли быть осведомлены от него и пророк Елисей и сыны пророческие [[old:4ts:02:03|(ст. 3)]]; но обстановки и подробностей предстоящего события не узнали не только последние и пророк Елисей, но, вероятно, и сам пророк Илия: на это указывает условная форма речи пророка Илии Елисею [[old:4ts:02:10|(ст. 10)]]: //"если увидишь, как я буду взят от тебя..."// Ввиду этого, не зная, угодно ли Богу, чтобы даже Елисей был свидетелем последних минут его земной жизни, а также по понятному желанию уединения в эти минуты от всего житейского, от мира и людей, пророк Илия не раз уклоняется даже от Елисея; этим вместе он мог испытывать любовь и преданность этого ближайшего к нему ученика, давно предназначенного ему в преемники [[old:3ts:19:16|(3 Цар XIX:16]], [[old:3ts:19:19|19)]]. Здесь же намечается та особенность всей будущей деятельности пророка Елисея, что она совершалась в постоянном взаимообщении с "сынами пророческими" //бене-небиим// [[old:4ts:02:03 |(ст. 3]], [[old:4ts:02:05|5]], [[old:4ts:02:07|7]], [[old:4ts:02:15|15)]], всюду выступающими и в последующей деятельности пророка Елисея [[old:4ts:04:01|(4 Цар IV:1]], [[old:4ts:04:38|38]]; [[old:4ts:05:22|V:22]]; [[old:4ts:06:01|VI:1)]], тогда как пророк Илия действовал одиноко [[old:3ts:19:14|(3 Цар XIX:14)]]. Может быть, развитие института "сынов пророческих" (см. замечание об этом институте в [[old:3ts:20:35|3 Цар XX:35]]) в данное время вызывалась особенной напряженностью борьбы истинной религии Иеговы с языческими культами, а также и с культом тельцов; на борьбу с последним указывает сосредоточение сынов "пророческих" в Вефиле и Галгалах - главных (наряду с Даном и др. городами) пунктах служения золотым тельцам (ср. [[old:am:04:04|Ам IV:4]]; [[old:am:05:05|V:5]]; [[old:os:04:15|Ос IV:15]] и др.). Самое посещение пророком Илией этих местностей в последние минуты жизни имело целью, вероятно, вящшее укрепление сынов пророческих в теократической задаче их служения (характер успокоительного увещания к сынам пророческим имеют и слова Елисея к ним: //"я также знаю, молчите"// [[old:4ts:02:03|ст. 3]]). [<10>]