[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 2:11 ====== ===== Блаж. Петр Хрисолог ===== **Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо** Отягощённое чрево толкает сердце к порокам, давит на разум, лишая его возможности держаться небесного благочестия. Писание нам говорит: //Тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум// [[old:prs:09:15|(Прем 9:15)]]. И Господь тоже сказал: //Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и опьянением// [[new:lk:21:34|(Лк 21:34)]]. Итак, чрево следует разгружать воздержанием поста, чтобы облегчённая душа могла тянуться к высокому, восходить к добродетелям и окрылённой всей полнотой своей устремляться к самому Автору благочестия. Это подтверждает и Илия: облегчённый от груза тела продолжительным постом, который учреждён Господом, он взлетел на небо победителем над смертью. //**Проповеди.**// ===== Ориген ===== **Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо** Не удивляйся произошедшему с Илией. Как нечто странное случилось с ним в отличие от всех упомянутых святых из-за того, что он был взят //в вихре на небо//, так его дух имел нечто исключительное, так что он не только почивал на Елисее, но сошел и на Иоанна при его рождении, и Иоанн лично исполнился //Духа Святого еще от чрева матери своей//, и лично предварил Христа //в духе и силе Илии// [[new:lk:01:15|(Лк 1:15]], [[new:lk:01:17|17)]]. Ибо в одном человеке может быть множество не только злых, но и добрых духов. В самом деле, Давид просит утвердить его //Духом владычественным// и обновить внутри него //дух правый// [[old:ps:050:12|(Пс 50:12]], [[old:ps:050:14|14)]]. И если для того, чтобы Спаситель смог передать нам //дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия//, и Он преисполнился духом //страха Божия// [[old:is:11:02|(Ис 11:2-3)]], то можно помыслить, что эти добрые духи суть во множестве в одном и том же человеке. И мы изложили это, сказав, что Иоанн предварил Христа //в духе и силе Илии// [[new:lk:01:17|(Лк 1:17)]], чтобы слова //Илия уже пришел// [[new:mf:17:12|(Мф 17:12)]] относились к духу Илии, который был в Иоанне, как //поняли// и трое поднимавшихся с Ним учеников, //что Он говорил им об Иоанне Крестителе// [[new:mf:17:13|(Мф 17:13)]]. На Елисее покоился только дух Илии, Иоанн же предварил Христа не только //в духе//, но и //в силе Илии// [[new:lk:01:17|(Лк 1:17)]], поэтому и Елисей не мог называться Илией, а Иоанн и был самим Илией. Если же нужно представить Писание, из которого //книжники// говорили, что //Илии надлежит прийти прежде// [[new:mf:17:10|(Мф 17:10)]], послушай Малахию, который говорит: //Вот, Я пошлю к вам Илию пророка// и далее до слов: //чтобы Я, придя, не поразил землю полностью// [[old:mal:04:05|(Мал 4:5-6)]]. И видимо, этими словами показывается, что Илия некоторыми священными словами и установлениями в душах предуготовляет для славного пришествия Христова тех, кто оказался достоин этого. Ибо земные [люди] не смогли бы вынести его из-за преизбытка славы, если бы они не были прежде предуготованы Илией. И в этом месте под Илией я понимаю не душу того пророка, но его дух и силу. Ибо это есть то, благодаря чему все восстановится, чтобы для тех, кто восстановился и от этого восстановления стал способным вместить славу Христову, пришел узреваемый во славе Сын Божий. Если же Илия есть некое слово, низшее того Слова, которое было //в начале у Бога// [[new:in:01:01|(Ин 1:1)]], Божьего Слова, и оно могло бы прийти словно бы предварительное наставление, дабы подготовить собою народ, чтобы он стал готовым к принятию совершенного Слова. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо** Пророки возвещали тайну вознесения Господа не только словами, но и делами. И Енох, седьмой от Адама, кто был взят из мира, и Илия, кто был восхищен на небо, несли свидетельства о том, что Господь взойдёт над всеми небесами. <...> Илия же явил образ этого торжества Господа через чудо большего значения. Когда приблизилось время, в которое надлежало ему быть забранным из мира, он пришёл на реку Иордан со своим учеником Елисеем. И милотью своей ударил по воде, и разделились воды, и оба они посуху перешли [реку]. Тогда он сказал Елисею: //Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе пусть будет на мне вдвойне// [[old:4ts:02:09|(4 Цар 2:9)]]. Когда они шли и разговаривали, то вдруг Илия был разлучён [с Елисеем], и, как сообщает Писание, **Он взошёл словно бы на небо** [[old:4ts:02:11|(4 Цар 2:11)]]. Этим подъёмом обозначается не восхищение на само небо, как у нашего Господа, а вознесение в воздух на высоту, с которой он уже невидимо перенесён был к радостям рая. Елисей же поднял упавшую милоть Илии и, подойдя к Иордану, ударил ею по воде; воззвав к Богу, он разделил воды и перешёл реку. Пусть же любовь ваша, братья мои, обратит внимание на то, как последовательно образ соответствует истине. Илия подошёл к Иордану и, сняв свою милоть, ударил по водам и разделил их. Господь пришёл к потоку смерти, в который погружён был человеческий род, и, сложив с Себя на время воспринятое Им одеяние плоти, ударил по смерти Своей смертью, открыв для нас путь к жизни через воскресение. Изменчивость и уклончивость нашей смертной жизни надлежаще показана рекой Иордан, поскольку латинское значение Иордана - «их нисхождение». Так как сама река втекает в Мёртвое море, она теряет свои достохвальные воды. После того как [воды Иордана] расступились, Илия и Елисей перешли [реку] по сухой земле - Своим воскресением из мёртвых Спаситель одарил верующих в Него надеждой на воскресение. Перейдя реку Иордан, Илия дал Елисею возможность просить, чего пожелает. И Господь, когда просияла слава Его воскресения, дал ученикам Своим лучшее понимание того, что Он обещал раньше, дабы //чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам// [[new:in:15:16|(Ин 15:16)]]. Елисей же просил, чтобы дух Илии вдвойне был на нём. А ученики, тщательно наставленные Господом, стремились обрести обещанный дар Духа, который дал бы им возможность проповедовать не только одному иудейскому народу, ибо его Он и Сам учил, когда пребывал во плоти, но и всем народам по всему миру. Разве не давал Он залог вдвое большей благодати Духа Его, когда говорил: //Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит// [[new:in:14:12|(Ин 14:12)]]. Когда Илия и Елисей разговаривали, **колесница огненная и кони огненные вдруг забрали Илию, словно бы на небо**. Под колесницей и конями огненными нам следует понимать ангельские силы, о которых написано: //Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий// [[old:ps:103:04|(Пс 103:4)]]. В них нуждался Илия, чтобы вознестись с земли, ибо он был обыкновенным человеком. И Господь вдруг был восхищен, когда говорил с апостолами, и они видели это; и хотя Он делал это без помощи ангелов, сонм их сопровождал Его. Он действительно вошёл на небеса с ангелами, свидетельствовавшими об этом, ибо они говорили [апостолам]: //Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет// [[new:act:01:11|(Деян 1:11)]]. Когда Илия возносился на небо, милоть его, в которую был одет, упала к Елисею. А когда наш Господь восходил на небеса, Он оставил Своим ученикам тайны человеческой природы, которую Он воспринял, - да и всей Церкви, чтобы она освятилась ими и согрелась силой Его любви. Елисей взял милоть Илии и ударил ею по водам Иордана; когда он призвал Бога Илии, воды расступились, и он перешёл реку. Апостолы приняли, и вся Церковь приняла таинства своего Искупителя, установленные через апостолов, дабы, духовно направляясь ими, очищаясь и освящаясь ими, все тоже научились преодолевать западни смерти, призывая имя Бога Отца, и переходить к жизни без смерти, презирая [любые] препятствия её. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Свт. Андрей Критский ===== //Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй// //**Великий канон, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 8.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части** Образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы вихря, огня, колесницы и коней - обычные символы ветхозаветных богоявлений [[old:is:66:15|(Ис LXVI:15]]; [[old:avm:03:08|Авв III:8]]; [[old:ps:049:03|Пс XLIX:3]]; [[old:ps:103:03|CIII:3)]] В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии [[old:prsir:48:01|(Сир XLVIII:1-12)]]; колесницы же и кони, как главная сила, опора и слава народа ([[old:ish:14:09|Исх XIV:9]], [[old:ish:14:17|17]]; [[old:vtor:20:01|Втор XX:1]]; [[old:3ts:10:29|3 Цар X:29]]; [[old:is:31:01|Ис XXXI:1]] сл.) обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 1, 11: ὠς εὶς τόν σὺρανον, **яко на небо**). Указанное здесь символическое значение колесниц и коней служит к объяснению и восклицания пророка Елисея [[old:4ts:02:12|(ст. 12)]] в отношении к исчезнувшему пророку Илии: "**отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!**": цари других народов на войне употребляли коней и колесницы. "Посему Елисей назвал великого Илию колесницей Израилевой и конником, потому что его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам" (блаж. Феодорит, вопр. 8). Приведенное выражение пророка Елисея при кончине его употребил царь Иоас израильский в отношении к нему [[old:4ts:13:14|(XIII:14)]]. В знак печали о разлуке с пророком Илией Елисей раздирает одежды свои. [<10>]