[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 2:15 ====== ===== Ориген ===== **И сказали: опочил дух Илии на Елисее** Я думаю, что необходимо остановиться на рассмотрении учения о перевоплощении, поскольку некоторые предполагают в своих помыслах, что у Илии и Иоанна была одна и та же душа, (о которой у нас идет речь), сначала названная Илией, а затем Иоанном. И не без Божьей воли он был назван Иоанном, как ясно из слов ангела, который явился Захарии и сказал: //Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн// [[new:lk:01:13|(Лк 1:13)]]; Захария также получил обратно голос после того, как написал на табличке, что рожденный нарекается Иоанном. Если же это была душа Илии, тогда подобало, чтобы он, рождаемый второй раз, был назван Илией, или явилась некая причина переименования, как в случае Аврама на Авраам, и Сары на Сарру, и Иакова на Израиля, и Симона на Петра. Хотя и тогда их довод не был бы здравым, ибо у вышеназванных людей переименование совершалось в одной и той же жизни. Но кто-нибудь, может быть, спросит: «Если душа Илии не была сначала в пророке, а потом в Иоанне, то что в обоих случаях Спаситель мог назвать Илией?» Я говорю, что Гавриил словами к Захарии указывал на то, что в Илии и Иоанне была некая одинаковая сущность. Ибо он говорит: //Многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии// [[new:lk:01:16|(Лк 1:16-17)]]. В самом деле, заметь, он не сказал: «в душе Илии», чтобы могло иметь место перевоплощение, но //в духе и силе Илии//. Писание прекрасно знает отличие духа от души, поскольку слова: //Бог да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа// [[new:1sol:05:23|(1 Фес 5:23)]], и слова //Благословите, духи и души праведных// [[old:dan:03:086|(Дан 3:86)]], которые приводятся в Книге Даниила, согласно Септуагинте, представляют различие духа и души. Итак, Иоанн назван Илией не относительно души, но относительно духа и силы, которые никак не противоречат церковному учению, если сначала они были в Илие, а затем оказались в Иоанне. И //духи пророческие послушны пророкам// [[new:1kor:14:32|(1 Кор 14:32)]], а не души пророков послушны пророкам, и //дух Илии опочил на Елисее//. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли** Сыны пророческие, при виде этого чуда, признают в Елисее истинного преемника Илии, носителя его духа, и благоговейно преклоняются (ср. [[old:3ts:18:07|3 Цар XVIII:7]]) пред пророком. [<10>]