[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 2:21 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **и сказал Елисей: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия** Итак, братья возлюбленные, давайте посмотрим, что всё это обозначает. Елисей, как я часто предлагал [считать], является образом Господа нашего и Спасителя. Тот горький источник, похоже, означает Адама, от которого пошёл человеческий род. Прежде прихода истинного Елисея, то есть Господа нашего и Спасителя, человеческий род оставался в бесплодии и горечи из-за греха первого человека. И хотя новая чаша, в которой была соль, является образом апостолов, мы всё же в ней можем правомерно видеть таинство воплощения Господа. А соль символизирует мудрость, ибо читаем: //Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью// [[new:kol:04:06|(Кол 4:6)]]. Поскольку же Христос - не только //сила Божья//, но также и Божия //премудрость// [[new:1kor:01:24|(1 Кор 1:24)]], то тело Христа словно новая чаша наполнилось солью премудрости, когда Слово сделалось плотью. Далее, соль из новой чаши была рассыпана Елисеем над горькими водами, и они переменились, став сладкими и плодоносными. Сходно с этим новая чаша, то есть воплотившееся Слово, послан был Богом Отцом призвать род человеческий, подобный горьким текущим водам, к сладости, привести его к чистой любви от привычного зла и бесплодия на дела добра, восставить его для плодов праведности. И действительно, братья, не кажется вам, что как будто новая чаша, наполненная солью Божественной мудрости, вошла в воду, когда Господь Христос вошёл в реку, чтобы креститься? Тогда все воды обрели сладость и освятились той новой чашей, то есть телом Христа. В итоге не только перестали быть бесплодными воды, но по всему миру благодатью крещения они произвели несчётное количество христиан словно обильный плод и обильнейший урожай. Несмотря на то, что мы считаем, будто всё это исполнилось в том, что видимо, мы также знаем, что духовно это происходит во всех людях. А то, что воды обозначают людей, упоминается в Апокалипсисе: //Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки// [[new:otkr:17:15|(Откр 17:15)]]. И что чаша с солью, брошенной в воды, обозначает апостолов, очень ясно указано нашим Господом в Евангелии, когда Он говорит: //Вы - соль земли// [[new:mf:05:13|(Мф 5:13)]]. Итак, Своей благодатью Он сделал новых апостолов из ветхих людей, наполнив их солью Своих учений и Божественной мудрости, послав их всему миру словно к источнику целого человеческого рода, дабы устранить его бесплодие и горечь. И вот с тех пор, как соль Божественной мудрости подаётся в человеческие сердца, вся горечь язычества и бесплодие на дела добра, как известно, прошли. Итак, как выше изложено, братья возлюбленные, понимайте Христа нашего Господа в блаженном Елисее, и человеческий род - в том источнике. Распознавайте ясно зло дьявола, который услужил первому человеку тем, что горько и бесплодно. И ту новую чашу, наполненную солью и брошенную в источник, понимайте набожно как Христово учение, приправленное солью Божественной мудрости и через апостолов донесённое до людей. Мы тоже, возлюбленные братья, без всяких предварительных заслуг обрели столь великие блага от Господа через Его щедроты милости, заслужив перемены от горечи к сладости, перейдя от бесплодия к плодам добрых дел. //**Проповеди.**// ===== Свт. Максим Туринский ===== **и сказал Елисей: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия** Что скажем о заслугах Елисея? Вот что прежде всего похвально: он захотел превзойти благодатью отца, прося, чтобы ему дано было больше, чем, как он знал, тот имел. Итак, он жаден в том, чего просит, но заслуживает того. Ведь требуя от отца более того, чем он имел, он возвысил его своими заслугами более, чем тот был способен. И вот тот самый Елисей пришёл в Иерихон после восхищения своего наставника [на небо], и тогда горожане просили его остаться в их городе. Когда же они сказали ему: //Положение этого города хорошо <... > но вода не хороша и земля бесплодна// [[old:4ts:02:19|(4 Цар 2:19)]], - он потребовал новую чашу, вышел к истоку воды, бросил туда соль из чаши, сказав: **Так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от неё впредь ни смерти, ни бесплодия**. //И вода стала здоровою до сего дня// [[old:4ts:02:20|(4 Цар 2:20-21)]]. Смотрите, сколь велики заслуги Елисея! Его первое пребывание в городе обращается плодами детей его, ибо, устранив непригодность воды, он делает множество людей объектом своего благодеяния. Ведь, осуществляя всё это, Елисей не очистил отдельного человека, не принёс исцеление отдельному дому, но восставил народ целого города. И если бы он сделал это позже, город остался бы без единого обитателя: все бы состарились, поражённые бесплодием. Тем самым Елисей очистил людей, очистив воду, а благословив источник воды, словно бы показал истоки душ. Подобно тому как по его благословению вода исходила из потаённых жил земли, так и из сокровенных частей чрева произошёл здоровый отпрыск. Елисей благословил не только те потоки, которые скрывались в недрах источника, но и те, которым предстояло истечь позже, ибо они ещё набирали силу в твёрдом слое земли. Потому и говорит Писание, что Елисей благословил воду у истока, дабы освящение пророком встретило чистую воду прежде, чем её заключат недра источника. Теперь же - поскольку святой апостол Павел говорит, что //это были образы для нас// [[new:1kor:10:06|(1 Кор 10:6)]], - давайте посмотрим, каково истинное значение этого образа, то есть что такое сей город, страдающий от бесплодия, что означает чаша и почему разбросанная соль приносит исцеление. У того же апостола мы читаем, что это говорится о Церкви: //Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами// [[new:gal:04:27|(Гал 4:27)]]. Итак, Церковь - тот неплодный город, который по причине непригодности воды до прихода Христа (то есть из-за святотатства язычников) не был в состоянии зачать в бесплодности своей детей для Бога. Но, когда пришёл Христос, приняв человеческое тело словно чашу, Он очистил пороки воды, то есть Он отсёк святотатство народов, и тут же Церковь, бывшая неплодной, начала приносить плоды. //**Проповеди.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И изыде Елиссей на исходища водная, и всыпа ту соль, и рече: сице глаголет Господь: изцелих воды сия, не будет от них ктому смерти и неплодства** //Что означает то, что Елиссей солью исцелил Иерихонские воды, производившие неплодство?// Елиссей солью исцелил Иерихонские воды, производившие неплодство, к исцелению сему подвигнутый евангельскою заповедью, ибо он прозревал будущее. Потому что сии воды, делающие бесплодными, прообразовали собою все человечество, с его неспособностью порождать добродетели и с бесплодием благочестия; соль же служила образом заключающихся в Господнем учении силы и свойства все напоевать собою, как Сам Господь говорить ученикам Своим: //вы есте соль земли// [[new:mf:05:12|(Мф.5:12)]]. И Елиссей был образом Самого Создателя и Владыки. Ибо хранящие в себе чистоту образа Сотворившего принимают от Него благодать и творят с Ним чудеса. //**Письма. Книга I.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия** См. Толкование на [[old:4ts:02:19#lopuxin_ap|4 Цар. 2:19]] [<10>]