[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 4:8 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба** Познаем из этого трогательного происшествия высокое достоинство странноприимства. Сонамитянка приняла и успокоила странника Елисея. Вместе со странником благодать Божия поселилась в жилище ее - и дело милосердия получило богатую награду. И может ли быть иначе, когда приемлющие странника под кров свой в лице его приемлют Самого Иисуса Христа по глаголу Его: //Странен бых, и введосте Мене// [[new:mf:25:35|(Мф. 25:35)]]! //**Начертание Церковно-Библейской истории.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8-10 **В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда** После восхождения Илии Елисей занял его место и был назначен главным и защитником детей пророков. По долгу службы он обязан был посещать их жилища в Вефиле, Иерихоне, а также те, что расположены вдоль Иордана. Действительно, поскольку его путь вынуждал его проходить через селение Сонам, время от времени он отклонялся от своего пути и останавливался в доме сонамитянки, поскольку она была замечательной женщиной. И она, слыша слова сограждан о нем и видя его в своем доме, поняла все преимущества того, что он останавливался в ее доме. Поэтому она попросила своего мужа устроить горницу, уединенную, вдали от других людей в доме. Конечно, она сказала, что не подобает святому пророку жить в нечистом месте. Она называла его святым за его целомудрие. //**Комментарии на 4-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-37 **В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей: "вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?" Она сказала: нет, среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар. И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей. И подрос ребенок и в один день пошел к отцу своему, к жнецам. И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер. И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла, и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь. Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо. И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе. И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка. Побеги к ней навстречу и скажи ей: "здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?" - Она сказала: здоровы. Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне. И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: "не обманывай меня?" И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок. И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои. И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла** //Рождение у благочестивой Сонамитянки сына по слову пророка и воскрешение его последним// И рассказ о рождении сына у жены сонамитянки, его смерти и воскресении имеет очевидное сходство с параллельным рассказом [[old:3ts:17:17|3 Цар XVII:17]] и д. о воскрешении пророком Илией сына вдовы сарептской, и опять каждый рассказ имеет своеобразные черты, и один не может считаться повторением другого. Пророк Елисей из Галгал отправился на гору Кармил [[old:4ts:02:25|(II:25)]], любимое местопребывание пророка Илии (ср. [[old:4ts:04:25|ст. 25]]), а оттуда приходит в близлежавший Сонам ([[old:4ts:04:08|ст. 8]]; о положении Сонама см. замечание к [[old:3ts:01:03|3 Цар I:3]]). Рассказ о сонамитянке, независимо от прочего, интересен сообщением бытовых, общественно-гражданских и религиозных особенностей древнееврейского быта из данной эпохи. В бытовом отношении характерно описание утвари или мебели даже зажиточного древнееврейского дома: в комнате, устроенной благочестивой сонамитянкой для пророка Елисея [[old:4ts:04:10|(ст. 10)]] – "небольшой горнице над стеной" (род мезонина, нередко устрояемого на плоских крышах Востока, ср. [[old:1ts:09:25|1 Цар IX:25]]; [[old:2ts:16:22|2 Цар XVI:22]]), имели быть принадлежности, очевидно, обычные в древнееврейском доме: постель, (евр. //люта//), стол (евр. //шулхан// нередко в Библии означает, как и у теперешних бедуинов, простое полотно или кожу, расстилаемые на полу для обеда), но равным образом и стол в нашем смысле, (ср. [[old:3ts:13:20|3 Цар XIII:20]] сл.; [[old:chis:04:07|Чис IV:7]]. См. //Gesemi//. Thesaurus linguae Iebr, p. 1417), стул (евр. //кисев//), светильник (//менора//). В гражданско-правовом смысле типичен ответ, данный сонамитянкой на предложение пророка Елисея походатайствовать за нее у царя или военачальника (какую силу имел пророк Елисей у обоих еврейских царей, видно из [[old:4ts:03:12|III:12]] и д.), что она не имеет в этом нужды, так как "живет среди своего народа" ([[old:4ts:04:13|ст. 13]]; Ср. блаж. Феодорит, вопр. 15), т. е. принадлежит к довольно сильному и знатному роду. Это бросает некоторый свет на силу и значение родовых связей и отношений в древнем Израиле. "Если бы мы более знали об этих родах, то, вероятно, многие события в истории Израиля выступили бы пред нами в ином и более ясном свете. Так, напр., в высшей степени вероятно, что непрерывные революции и переменная политика в Израильском царстве – дружественная то Ассирии, то египтянам, стоит в связи с этими родами, имевшими своих представителей в городах" (//Buhl//. Die Sociale Verhaltnisse des Israel, 1899, s. 39). Наконец в религиозно-богослужебном отношении данный рассказ поучителен тем, что свидетельствует [[old:4ts:04:25|(ст. 25)]], что субботы и новолуния праздновались в Израильском царстве не одними жертвами, как предписано в законе [[old:chis:28:09|(Чис XXVIII:9]], [[old:chis:28:11|11)]], а и нарочитыми собраниями (ср. блаж. Феодорит, вопр. 16), и что центром этих религиозно-назидательных собраний в десятиколенном царстве, за неимением законного храма, служили дома пророков. Все отношения сонамитянки к пророку в рассказе проникнуты глубоким благоговением [[old:4ts:04:09|(ст. 9]], [[old:4ts:04:15|15]], [[old:4ts:04:22|22]], [[old:4ts:04:27|27]], [[old:4ts:04:37|37)]]; она прямо называет [[old:4ts:04:09|(ст. 9)]] пророка "святым" (евр. //кадош//, греч. ἄγιος, лат. Sanctus: это впервые в Библии живой человек именуется святым не по идее только, как в [[old:lev:11:44|Лев XI:44]] и мн. др, но и в действительности). О том, почему и когда избрал пророк Елисей в служители при себе Гиезия ([[old:4ts:04:12|ст. 12]] и д.), не отличавшегося нравственными качествами ([[old:4ts:05:20|V:20]] и д.), неизвестно ничего. Предсказание пророка о рождении сына у сонамитянки [[old:4ts:04:16|(ст. 16)]] совершенно сходно с обетованием Аврааму о рождении Исаака ([[old:gen:18:10|Быт XVIII:10]], [[old:gen:18:14|14]]; сн. блаж. Феодорит, вопр. 16). Болезнью сына благочестивой женщины [[old:4ts:04:19|(9 ст.)]], видимо, был солнечный удар [[old:iud:08:02|(Иудифь VIII:2-3]]; [[old:ps:120:06|Пс СXX:6)]]. Из слов пророка [[old:4ts:04:27|(ст. 27)]]: "Господь скрыл от меня и не объявил мне", "видно, что не все провидели пророки, а только то, что открывала им благодать Божия" (блаж. Феодорит, вопр. 17); то же обнаруживается и в посольстве пророком Елисеем Гиезия вместо себя [[old:4ts:04:29|(29)]], оказавшемся бесплодным [[old:4ts:04:31|(31)]]. Как удрученная горем женщина в поспешности избегала долгих разговоров [[old:4ts:04:23|(ст. 23]], [[old:4ts:04:26|26)]], так и Гиезию пророк приказывает дорожить временем (подозревая, может быть, лишь мнимую смерть ребенка) и избегать, обычно длинных на Востоке, приветствий при встречах [[old:4ts:04:29|(29]], сн. [[new:lk:10:04|Лк X:4)]]; притом "пророк знал", что Гиезий честолюбив и тщеславен и что встречающимся на пути расскажет причину своего путешествия, а тщеславие препятствует чудотворению (блаж. Феодорит, вопр. 17); по талмудистам (Pirke Elieser, 33), Гиезий не выполнил приказания пророка, и потому не мог оживить сына сонамитянки [[old:4ts:04:31|(ст. 31)]]. Действия самого пророка при воскрешении умершего ребенка [[old:4ts:04:35|(ст. 35-36)]] близко сходно по существу с действиями пророка Илии при воскрешении сына вдовы сарептской [[old:3ts:17:19|(3 Цар XVII:19-23)]], частное же отличие: а) более рельефное в данном случае изображение жестов пророка Елисея [[old:4ts:04:34|(ст. 34-35)]]: "собственные свои орудия чувств пророк приложил к орудиям чувств умершего; глаза к глазам, уста к устам, руки к рукам, чтобы умерший стал причастен жизни живого, очевидно, по действию духовной благодати, дарующей жизнь" (блаж. Феодорит, вопр. 18); б) не упоминается слов призывания Бога, как у пророка Илии [[old:3ts:17:21|(3 Цар XVII:21)]]; но, без сомнения, и пророк Елисей равным образом молился при совершении чуда наряду с другим, прообразовавшего воскресение Господа Иисуса Xриста [[old:4ts:04:08|(4 Цар IV:8-37)]] читается в качестве паремии 12-й на богослужении Великой субботы). [<10>]