[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 5:5 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **И сказал царь Сирийский Нееману: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд; и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня** Из того, что сирийский царь без колебания посылает Неемана к израильскому царю с решительным требованием в письме (содержание письма передается, [[old:4ts:05:06|ст. 6]], кратко), можно заключать, что сирийские цари после поражения Ахава продолжали считать израильских своими вассалами; в самом требовании царя снять проказу с Неемана видно воззрение на чудо, как на дело магии. По обычаю Востока, этикет которого требует приношения богатых подарков важным лицам, Нееман берет с собой [[old:4ts:05:05|(ст. 5)]] много серебра и золота и, кроме того, также по восточному обычаю [[(old:gen:41:14|Быт XLI:14]]; [[old:1ts:28:08|1 Цар XXVIII:8]]; [[old:2ts:12:20|2 Цар XII:20)]], 10 перемен одежд. Несмотря на это, царь израильский, понявши письмо сирийского царя в смысле пребывания к нему самому и, видимо, совершенно не думавши о великом пророке Елисее, приходит в отчаяние [[old:4ts:05:07|(ст. 7)]]: от печали раздирает одежды свои (ср. [[old:4ts:02:12|II:12]]), признает, что лишь Богу свойственно умерщвлять и оживлять (ср. [[old:vtor:32:39|Втор XXXII:39]]) - проказа почиталась бедствием почти равным смерти [[old:chis:12:12|(Чис XII:12)]], и подозревает в требовании сирийского царя искание повода к войне. [<10>]