[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 6:4 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 4-7 **И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его** Когда сейчас мы читали Писание, возлюбленные братья, то слышали, как блаженный Елисей отправился к Иордану с сынами пророков рубить брёвна, и тогда в воду упал топор, а человек, из рук которого он выскользнул, закричал блаженному Елисею: **Ах, господин мой! А он взят был на подержание!** После того блаженный Елисей бросил в воду, куда упал топор, кусок дерева, и железо всплыло. Елисей был образом нашего Господа и Спасителя, братья возлюбленные, о чём мы часто напоминали вашей любви. И более, в том юноше, который был из сынов пророческих и из рук которого выпал топор, мы не без оснований узнаём Христа нашего Господа. Упавший топор, похоже, означает Адама или весь человеческий род. Итак, сын пророков держал в руке топор, потому что наш Господь и Спаситель держал в руке Своей власти человеческий род, который Он и сотворил. И как из руки пророка топор выпал в воду, так и человеческий род через гордость вырвался из руки Всемогущего Бога, упал и погрузился в реку разгула и воды всяческого греха. Так, топор лежит на глубине, потому что человеческий род впал в пропасть грехов, где жалкое разложение. Как написано: //Я погряз в глубоком болоте.// И далее: //вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня// [[old:ps:068:03|(Пс 68:3)]]. Река, в которую упал топор, обозначает удовольствия или роскошь этого мира, которые проходят, утекают и сходят в пропасть. Поток берёт своё наименование от идеи течения; и вот, поскольку все грешники, как известно, нисходят, хватаясь за преходящие удовольствия, то потому и топор лежит утонувшим в речной грязи. Пришёл Елисей, бросил в воду кусок дерева, и железо всплыло. Что тогда означает бросить кусок дерева и заставить обнаружиться железо, как не взойти на поперечину Креста, поднять человеческий род из пропасти ада и освободить его от всей грязи грехов тайной Креста? Когда железо всплыло, пророк взял его в руку, чтобы вернуть к использованию, а затем протянул его владельцу. Но и с нами, братья возлюбленные, случилось то же. Мы, отпавшие от руки Господа через гордость, удостоились снова вернуться в руку и силу Его через древо Креста. Так что, с Его помощью, давайте из всех сил стремиться к тому, чтобы снова не выпасть через гордость из Его руки. Не имея прежде никаких добрых заслуг, мы выведены из мрака к свету, призваны из смерти в жизнь, поставлены на праведный путь после многих заблуждений. Потому и давайте бежать, покуда всё ещё имеем свет жизни, не пренебрегая уходящим временем для спасения. Пусть не прельстит нас обманчиво сладкая и несоизмеримо опасная радость мира сего, чтобы мы вновь не отпали от дел добра и пути праведности, словно от руки Господа, и не вверглись в порочную реку этого мира. Да не погрузимся снова в грязь всех грехов, [где] жалкое разложение, а станем слушать апостола, который говорит: //Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном// [[new:kol:03:01|(Кол 3:1-2)]]. Почему же он говорит: //если вы воскресли,// если только мы не пали? И в другом месте тот же апостол говорит: //Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос// [[new:ef:05:14|(Еф 5:14)]]. Не кажется ли вам, что он будто кричит топору, лежащему в грязи? «Проснись, - говорит он, - ты, спящий в глубинах вод, и Христос осветит тебя тайной Креста». Всё это уже исполнилось в нас, возлюбленные братья, через Таинство Крещения. //** Проповеди.**// ===== Мч. Иустин Философ ===== Ст. 4-7 **И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его** Елисей, бросив дерево в реку Иордан, извлек железный топор, с которым пророческие сыновья пришли рубить деревья на постройку дома, в котором они хотели читать и изучать закон и повеления Божьи, как и Христос через Свое распятие на древе и освящение водою искупил нас, погруженных в тягчайшие грехи, совершенные нами, и сделал нас домом молитвы и поклонения. //**Беседа с Трифоном иудеем.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-7 **И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его** Это символ обозначает падение Адама. Ибо вода представляет образ греха. Да, водой грех искупается - потопом во времена Ноя и при скончании времен; он был смыт водой святого крещения нашим Господом, когда Он принял крещение в Иордане от Иоанна, был вместе с грешниками и вкушал с ними, и в Страстях Его был причислен к разбойникам. Дерево утонуло, а железо появилось, потому что Эммануил умер, был погребён и сошёл в глубины преисподней, и оттуда Он возвратился, а в Своем восхождении Он поднял Адама из бездны на высоту. //**Комментарии на 4-ю книгу Царств.**// ===== Тертуллиан ===== Ст. 4-7 **И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его** Итак, Елисей взял кусок дерева и бросил его в то место, где утонуло железо; тут же всплыло железо, которое приняли сыны пророков, а дерево утонуло. Из всего этого они поняли, что дух Илии пребывал на нём. Что яснее этой тайны дерева? Ожесточение мира сего потонуло в пропасти заблуждений, и только древом Христа, то есть страданием Его, он делается свободным через крещение: то, что когда-то погибло через дерево в Адаме, возрождается через древо во Христе. //**Против иудеев.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья** См. Толкование на [[old:4ts:06:01#lopuxin_ap|4 Цар. 6:1]] [<10>]