[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 8:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И говорил Елисей женщине, сына которой воскресил он, и сказал: встань, и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где можешь пожить, ибо призвал Господь голод, и он придет на сию землю на семь лет** Это женщина из Сонама, которая принимала Елисея в своем доме. И пророк также позаботился о ее умершем сыне, воскресив его. Елисей предсказал ей, что случится голод, который будет продолжаться семь лет, и предложил ей уйти и найти новое место для жизни. Он выбрал для нее Палестину, ближайший и плодородный район, обитатели которого были богатыми благодаря морской торговле. Ибо земля Филистимская почти вся расположена вдоль побережья, и там были в то время известные гавани, в которых стояли бесчисленные суда, как свидетельствует Писание, во многих местах. Вот почему праотцы Авраам и Исаак искали там убежище. С аллегорической точки зрения Палестина, которая принимала праведников, бывших в изгнании и словно удаленных от Господа, являлась образом мира. И народ Палестины питал отвращение к народу Господнему и плохо относился к сынам Израиля, боявшимся Бога. Позже они были разбиты Давидом, сложили оружие войны, но время от времени поднимали его. Мир ненавидит святых и постоянно гонит их; и даже после того, как Господь наш низверг его и поверг его князя (дьявола), эти двое никогда не прекращают борьбу против слуг Его, захватывая и уничтожая праздных и не хранящих бдительность людей. **//Комментарии на 4-ю книгу Царств.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-6 **И говорил Елисей женщине, сына которой воскресил он, и сказал: встань, и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где можешь пожить, ибо призвал Господь голод, и он придет на сию землю на семь лет. И встала та женщина, и сделала по слову человека Божия; и пошла она и дом ее, и жила в земле Филистимской семь лет. По прошествии семи лет возвратилась эта женщина из земли Филистимской и пришла просить царя о доме своем и о поле своем. Царь тогда разговаривал с Гиезием, слугою человека Божия, и сказал: расскажи мне все замечательное, что сделал Елисей. И между тем как он рассказывал царю, что тот воскресил умершего, женщина, которой сына воскресил он, просила царя о доме своем и о поле своем. И сказал Гиезий: господин мой царь, это та самая женщина и тот самый сын ее, которого воскресил Елисей. И спросил царь у женщины, и она рассказала ему. И дал ей царь одного из придворных, сказав: возвратить ей все принадлежащее ей и все доходы с поля, с того дня, как она оставила землю, поныне** //Милость царя израильского к сонамитянке ради Елисея// Семилетний голод, предсказанный пророком Елисеем, был тождествен с упомянутым в [[old:4ts:04:39|IV:39]]. Вскоре, вероятно, после воскрешения пророком сына сонамитянки [[old:4ts:04:35|(IV:35-37)]], он предсказывает ей наступление 7-летнего голода, советуя удалиться с семьей в одну из соседних стран (как некогда сделало семейство Елимелеха ([[old:ruf:01:01|Руфь I:1]] сл.). "Слово сие даст повод догадываться, что голодом были наказываемы израильтяне. А если бы общий был голод на земле, он не послал бы в другое место. Из сего видно, что сею ниспосланной от Бога казнью вразумляемы были израильтяне, после такого о них попечения живущие нечестиво" (блаж. Феодорит, вопр. 22). Сонамитянка избирает сопредельную с Израилем Филистимскую землю, отличавшуюся плодородием, где и пробыла с семьей время голода. Возвратившись, она нашла дом и поле свое в чужих руках: или конфискованным в царские имения (ср. [[old:3ts:21:15|3 Цар XXI:15]]) или забранными частным лицом, - в противность духу закона Моисеева и древней практике [[old:ruf:01:04|(Руфь I:4]]; [[old:ruf:04:05|IV:5)]]. Сонамитянка с просьбой о возвращении ей имения обращается к царю, который в то время беседовал с Гиезием о чудесах пророка Елисея. (Из того, что в [[old:4ts:08:04|ст. 4]] Гиезий называется слугою Елисея и, как здоровый, беседует с царем, между тем как после известного преступления по исцелении Неемана он был поражен проказой, [[old:4ts:05:27|V:27]] и, конечно, вследствие преступления и болезни уже не мог оставаться слугой пророка, многие толкователи относят описываемый здесь разговор царя с Гиезием ко времени до исцеления Неемана; но и для прокаженных не исключена была возможность беседовать с людьми, [[new:mf:08:02|Мф VIII:2]]; [[new:lk:17:12|Лк XVII:12]], след. Гиезий мог говорить с царем уже прокаженный; главное же, перестановка событий, предлагаемая этой догадкою, вносит еще большую спутанность в историю пророка Елисея, и без того представляющей хронологическую неопределенность). Гиезий в числе чудес Елисея называет царю главнейшее воскрешение сына сонамитянки, тем более, что она сама тогда пришла к царю, который и удовлетворяет ее просьбу - не без влияния обаяния личности пророка под свежим впечатлением воспоминаний о чудесах его. [<10>]