[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 13:14 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его** См. Толкование на [[old:4ts:13:10#prp_efrem_sirin|4 Цар. 13:10]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-21 **Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы. И сказал царю Израильскому: положи руку твою на лук. И положил он руку свою. И наложил Елисей руки свои на руки царя, и сказал: отвори окно на восток. И он отворил. И сказал Елисей: выстрели. И он выстрелил. И сказал: эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян в Афеке вконец. И сказал Елисей: возьми стрелы. И он взял. И сказал царю Израильскому: бей по земле. И ударил он три раза, и остановился. И разгневался на него человек Божий, и сказал: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян. И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои** При Иоасе израильском скончался великий пророк Божий Елисей. Здесь содержатся два рассказа: о кончине пророка и предсказании его пред смертью победы Иоасу над сирийцами [[old:4ts:13:14|(14-19)]] и о посмертном чуде пророка Елисея - воскрешении мертвого от прикосновения к мощам пророка [[old:4ts:13:20|(20-21)]]. Обращение Иоаса к Елисею [[old:4ts:13:14|(ст. 14)]] тождественно по букве и смыслу с обращением самого пророка Елисея к пророку Илии при его вознесении [[old:4ts:02:12|(4 Цар II:12)]]. На вопрос: "почему пророк возвестил будущую победу посредством лука и стрелы?" [[old:4ts:13:15|(ст. 15)]], блаж. Феодорит (вопр. 42; отвечает: "Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел"); в данном случае символическое действие непосредственно выражало означаемую им действительность войны и победы. Положение рук Елисея на руки царя [[old:4ts:13:16|(ст. 16)]] могло указывать на молитвенную помощь пророка, следовательно, и Иеговы царю израильскому в предстоящей борьбе с сирийцами; направление выстрела к востоку [[old:4ts:13:17|(ст. 17)]] относилось к сирийцам, занявшим восточно-иорданские города и области Израильского царства [[old:4ts:10:33|(4 Цар X:33)]]. О положении Афека см. замеч. к [[old:3ts:20:26|(3 Цар XX:26)]]; упоминание об Афеке здесь было тем уместнее, что оно приводило на память победу Ахава над сирийцами при Афеке [[old:3ts:20:26|(3 Цар XX:26-29)]]. Дальнейшее символическое же действие, повелеваемое царю пророком, тут же изъясняется [[old:4ts:13:18|(ст. 18-19)]]; вместо "разгневался" (евр. //икцост// [[old:4ts:13:19|ст. 19]]), LXX: ἐλυπὶθη, слав. //оскорбе//. [<10>]