[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 14:7 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **Он поразил десять тысяч Идумеян на долине Соляной, и взял Селу войною, и дал ей имя Иокфеил, которое остается и до сего дня** О войне Амасии с Идумеей подробно говорит [[old:2par:25:05|(2 Пар XXV:5-13)]], рассказывая главным образом о найме Амасией 100 тысяч израильтян в помощь себе на войну против Идумеи и распущении их по слову пророка, причем раздраженные израильтяне на возвратном пути произвели ряд грабежей и убийств в пределах Иудеи. Целью похода Амасии в Идумею было новое подчинение Иудее этой, отложившейся от нее при Иораме [[old:4ts:08:20|(4 Цар VIII:20)]]. С 300 тысяч войска [[old:2par:25:05|(2 Пар XXV:5)]] Амасия сразился с идумеями в так называемой долине Соляной (евр. //гей-гамелах//, LXX: Γεμελέδ, Vulg.: in valle Salinarum, слав. //в гемеле//), к юго-западу от Мертвого моря, в западной части ел-Гор, между Мертвым морем и заливом Акаба на Черном море (ср. Onomast. 666; //Robinson//. Palast. III, 22-24). Здесь некогда Иоав поразил идумеев [[old:2ts:08:13|(2 Цар VIII:13]]; [[old:1par:18:12|1 Пар XVIII:12]]; [[old:is:59:02|Ис LIX:2)]]: здесь и Амасия одержал полную победу над идумеями: 10 тысяч их было побито в сражении, а 10 тыс. взятых в плен варварским образом были казнены низвержением со скалы [[old:2par:25:11|(2 Пар XXV:11-12)]]. Кроме того, иудеи взяли идумейский город Селу (евр. //села//, LXX: ή πετρα, Vulg.: petra, слав. //камень//), позже известный под греческим названием Петра (евр. и греч. названия одинаково значат: "скала"), по Евсевию, лежавший в 10 милях от Елафа (Onomast. 763, 474). Победитель дал городу и новое имя в теократическом духе: //Иокфеил// (евр. //йакотеел//, LXX: Ιεκθοὴλ, Vulg.: lectehel, слав.: //Иефоиль//). Из замечания (ст. 7), что это имя новое остается за городом //"до сего дня",// можно вывести заключение, что источник, из которого взял свящ. писатель 4 Цар это сообщение, произошел около времени Амасии или сейчас после него, так как уже при Ахазе Идумея отпала от Иуды [[old:4ts:16:06|(4 Цар XVI:6)]], а вместе с тем, конечно, не удержалось и новое имя, выражавшее идею покорения (по Гезениусу, Иокфеиль - a Deo subactus, in servitutem subactus). Возвратившись с победой, Амасия, однако, не возблагодарил Бога, а напротив, стал совершать служение богам побежденного им Сеира или Едома, и пророк тщетно отклонял его от этого [[old:2par:25:14|(2 Пар XXV:14-16)]]. [<10>]