[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 16:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-4 **В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского. Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его, но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом** //Царствование Ахаза, 12-го царя иудейского (ср.// [[old:2par:28:start|2 Пар XXVIII]]//)// //Общий (языческий) характер царствования Ахаза// Xронологическая дата возраста Ахаза: 20 лет при воцарении и 16 лет царствования, след., смерть в возрасте 36 лет [[old:4ts:16:02|(2 ст.)]], представляет то затруднение, что сын Ахаза Езекия вступил на царство 25 лет от роду [[old:4ts:18:02|(XVIII:2)]], след. родился у Ахаза, когда ему было 10-11 лет. Эту несообразность можно устранить, приняв чтение некоторых греческих кодексов, а также сирского и арабского переводов, по которым Ахаз начал царствавать 25-ти (а не 20) лет. Подражание Ахаза царям израильским [[old:4ts:16:03|(ст. 3)]] или Иеровоаму, сыну Наватову царю израильскому (греч. кодд. у Гильмеса XI: 44, 52, 55, 56, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 134, 144, 158, 236, 242, 243, 244, 245, 246; ср. слав, перев.), состояло не во введении в Иудее культа тельцов, о чем ничего неизвестно и что представляется совершенно невероятным ввиду враждебных отношений того времени ([[old:4ts:15:37|XV:37]] и д.) между двумя еврейскими, а в одинаковом с теми царями нарушении основного теократического закона безусловной верности Иегове и в увлечении, подобно, напр., царям династии Ахава [[old:3ts:16:32|(3 Цар XVI:32]]; [[old:4ts:03:02|4 Цар III:2;]] [[old:4ts:10:26|X:26)]], чистым язычеством, как культом Ваала [[old:2par:28:02|(2 Пар XXVIII:2)]], и Молоха [[old:4ts:16:03|(ст. 3]], [[old:2par:28:03|2 Пар XXVIII:3)]]. Xотя о последнем прямо не упоминает данное место 4 Цар, но параллельное место [[old:2par:28:03|(2 Пар XXVIII:3)]] определенно говорит о сожжении Ахазом сына своего, конечно, в честь Молоха (сн. [[old:4ts:23:10|4 Цар XXIII:10]]; [[old:lev:18:21|Лев XVIII:21]]; [[old:ier:32:35|Иер XXXII:35]] и др. Ср. И. Флав. Древн. IX, 12, 1), а не о простом очищении огнем (ср. [[old:chis:31:33|Чис XXXI:33]]), - обычае весьма, правда распространенном в древности в Передней Азии, Индии, Африке и Америке, а также у греков (блаж. Феодорит, вопр. 47), и в России, напр., в ночь на Ивана Купалу: видеть здесь этот символический акт или просто суеверный обычай (как делают блаж. Феодорит, Гроций, Спенсер, проф. Гуляев и др.) не позволяют общий смысл места (характеристика нечестия Ахаза) и упомянутые библейские параллели (см. Толков. Библию, т. I, с. 207-209; сн. //М. Пальмова//, Идолопоклонство у древних евреев, с. 257 и д.). Свойственный семитам обычай приносить человеческие жертвы богам, особенно детей, в наиболее критические моменты (ср. [[old:4ts:03:27|4 Цар III:27]]), мог и у евреев особенно поддерживаться под влиянием тяжких обстоятельств времени, когда обычные средства служения и благоугождения Богу казались недостаточными для умилостивления Бога [[old:mih:06:07|(Мих VI:7)]]. [<10>]