[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 16:5 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-9 **Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли. В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня. И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил** //Нашествие царей сирийского и израильского на Иудею и данничество Ахаза царю ассирийскому// Начавшиеся еще при Иоафаме враждебные отношения царей: сирийского Рецина (LXX: ῾Ραασσών, слав.: Раассон, что ближе, чем еврейская форма, к чтению в надписях: Разунну) израильского Факея к Иудее [[old:4ts:15:37|(XV:37)]], теперь, при Ахазе, выразились походом союзников против Иудеи и осадой Иерусалима ([[old:4ts:16:05|ст. 5]], [[old:2par:28:05|2 Пар XXVIII:5]] сл. [[old:is:07:01|Ис VII:1]] и д.), с целью завоевать Иудею, низвергнуть царствующий род Давидов и сделать царем иудейским какого-то сына Taввилова [[old:is:07:06|(Иc VII:6)]] - может быть, одного из сирийских военачальников. О завоеваниях и опустошениях союзников в пределах Иудейского царства, о переходе Ахаза иудейского в вассальную зависимость от ассирийского царя Тиглат-Пилезера [Многие ученые считают Феглафелласара [[old:4ts:15:29|(4 Цар XV:29)]] за одно лицо с Фулом (там же, см. 19). См., напр. проф. //И. С. Якимова//, Опыты соглашения библейских свидетельств с показаниями памятников клинообразного письма (Xрист. Чтен. 1884, т. II, с. 21 и дал; //проф. А. П. Лопухина//, Библейская история, т. II. Спб. 1890, с. 548.] и об опустошениях, сделанных последним в пределах Израильского и Сирийского царств, см. замечание к [[old:4ts:15:29|XV:29]]. (В Ассирийских надписях Ахаз встречается под именем lahuhazi). Здесь в ст. 6 упоминается о потере для Иудеи, вследствие сиро-израильской войны, Идумеи, занятой и укрепленной за собой иудеями при Амассии и Озии [[old:4ts:14:07|(XIV:7]], [[old:4ts:14:22|22)]]. Иудеей был потерян, отнятый Рецином сирийским, важный и единственный торговый порт Елаф (ср. [[old:3ts:09:26|3 Цар IX:26]]; [[old:4ts:14:22|4 Цар XIV:22]]). Изгнав отсюда иудеев, Рецин предоставил Елаф исконным его обладателям - идумеянам (в принятом еврейском тексте ст. 6 стоит собственно: арамеянам, евр. //еромим//, но в кодексах: 1, 4, 89, 112, 128, 149, 150, 160, 174, 176, 182, 187, 195, 206, 210, 224, 225, 227, 253, 297, 319, 335, 337, 342, 356, 366, 403, 423, 428, 431, 434, 451, 459, 471, 475, 477, 490, 505, 514, 526, 531, 540, 543, 559, 562, 587, 590, 596, 598, 601, 606, 612, 614, 616, 636, 648 у Кенник.: //адомим// - идумеи - так и вообще в Heri данного стиха (LXX: ῾Ιδουμαῖοι, Vulg.: Idumaei ["По нынешнему еврейскому тексту, - говорит профессор М. Гуляев, - следовало бы перевести //арамяне//, как и переводят некоторые новейшие; но еще мазореты заметили, что вместо ארומים нужно читать: ארמים; то переводят идумеяне, наконец, самый состав слов показывает, что здесь разумеются не арамяне, название которых по-еврейски во множественном числе пишется ארמים (с. 341)]: идумеяне, воспользовавшись затруднениями Иудеи, старались всячески вредить иудеям [[old:2par:20:17|(2 Пар XX:17)]], вероятно, в союзе с сирийцами; одновременно с тем и филистимляне, покоренные Озией [[old:2par:26:06|(2 Пар XXVI:6)]], возвратили себе свободу и производили набеги на иудейские города [[old:2par:28:18|(2 Пар XXVIII:18)]]. По Иосифу Флавию (Древн. IX, 12, 1), сирийский царь, "истребив еврейские гарнизоны в пограничных (на пути от Елафа) крепостях и в окрестных областях и захватив огромную добычу, вернулся затем с своим войском в Дамаск". С тем вместе должна была прекратиться осада Иерусалима, и открывалась возможность для Ахаза послать посольство за помощью к ассирийскому царю [[old:4ts:16:07|(ст. 7-8)]]. К этому моменту относится известное пророчество пророка Исаии о рождении Еммануила от Девы [[old:is:07:14|(Ис VII:14)]]: против всех опасностей со стороны как внешних, так и внутренних врагов пророк указывал Ахазу на небесную помощь и чудесную защиту дому Давидову [[old:is:07:04|(Ис VII:4]], [[old:is:07:10|10-16)]], за обращение же к помощи царя ассирийского угрожал Ахазу тяжкими бедствиями [[old:is:07:17|(Ис VII:17-25)]]. Однако нечестивый и малодушный Ахаз пренебрег пророческими увещаниями и послал к ассирийскому царю Феглафелласару (Тиглат-Пилезеру III) посольство с унизительным заявлением вассальной покорности (//"раб твой и сын твой я"//, [[old:4ts:16:07|ст. 7]]) с богатой контрибуцией ("дар", евр. //шохад//, собств.: подкуп), для составления которой ему пришлось захватить сокровища храма и собственного дворца [[old:4ts:16:08|(ст. 8)]]. //"И пришел к нему Феглаффелласар, царь ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему"// [[old:2par:28:20|(2 Пар XXVIII:20)]], и тем не менее вассальная зависимость Иудейского царства от Ассирии теперь стала фактом. О завоеваниях ассирийского царя в пределах Израильского царства текст библейский данной главы не повторяет сказанного в предыдущей [[old:4ts:15:29|(XV:29)]] и говорит лишь о расправе ассирийского царя с союзником царя израильского - Рецином сирийским: последний был умерщвлен, а население Дамаска, по обычной Ассирийской политике в отношении покоренных областей и народов (ср. [[old:4ts:15:29|XV:29]]), переселил в место первобытного обитания сирийцев [[old:am:09:07|(Ам IX:7)]], область Кир. Положение этой страны, встречающейся в Библии почти только в связи с упоминаниями о сирийцах, ([[old:4ts:16:09|4 Цар XVI:9]]; [[old:am:01:05|Ам I:5]]; [[old:am:09:07|IX:7]]; ср. [[old:is:22:06|Ис XXII:6]]), не вполне ясно. LXX и слав, совсем опускают это название; Vulg: Cirene, Евсевий: Κυρίνη, блаж. Иероним: Cirene (Onomast. 623): во всех трех случаях Кир совершенно ошибочно отождествляется с Киренаикой, городом в Северной Ливии, в Африке, очень известным в послепленном истории иудеев [[old:1mak:15:23|(1 Мак XV:23]]; [[new:mf:27:32|Мф XXVII:32]]; [[new:act:02:11|Деян II:11)]]. И. Флавий (Древн. IX, 12, 3), полагает Кир в верхней Мидии, в пользу чего может говорить сближение у пророка Исаии [[old:is:22:06|(XXII:6)]] Кира с Еламом (греч. Сузиана). Теперь отожествляют Кир с Гюлистаном или вообще местностью по течению реки Кура (Κῦρις, Κύῥῤος). Проф. Гуляев говорит: "на картах древнего востока указываются две реки с именем Кира. Одна - нынешняя Кура, вытекающая из гор кавказских и впадающая в Каспийское море на юге русских закавказских владений, в области Ширван; другая - небольшая пустынная речка на юге от Тегерана, ныне означаемая на картах под именем Канж. Конечно, здесь разумеется последняя, так как, с одной стороны, нет основания предполагать слишком далекого распространения владычества ашшурян, к северу от средоточного пункта, на котором совершались библейские все события; с другой стороны, вблизи этой местности находятся и другие места, упоминаемые в этой истории. Эта река находится, по приблизительному расчету, в 1500 верстах к северо-востоку от Дамаска" (с. 341). В этом переселении жителей Дамаска в Кир буквально исполнилось грозное пророчество Амоса [[old:am:01:05|(I:5)]] на Дамаск и народ арамейский. Как падение Дамаска, так и факт подчинения и контрибуции Ахаза Тиглат-Пилезеру подтверждаются клинообразными надписями: по ним взятие Дамаска последовало после долгой осады, в 732 (до Р. X.) году (Keilinschriftt. Bibl. II, 32 ft.); о походе же ассирийского царя там говорится, что он простерся до земли Филистимской, что может бросать свет на выше приведенное место [[old:2par:28:20|(2 Пар XXVIII:20)]] и д., по которому поход царя ассирийского и царству Иудейскому, несмотря на заплаченную Ахазом контрибуцию, принес много бедствий вместо искомой Ахазом защиты. **//Толковая Библия.//** [<10>]