[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 17:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Осия, сын Илы, в Самарии над Израилем и царствовал девять лет. И делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него** //Падение царства Израильского и пленение жителей их в Ассирию// Дата воцарения последнего израильского царя царства Осии "в 12-й год Ахаза, царя иудейскаго" [[old:4ts:17:01|(ст. 1)]] подтверждается [[old:4ts:17:09|(ст. 9)]] и [[old:4ts:18:10|(ст. 10)]] гл. XVIII, где 4-й и 6-й годы царствования Езекии царя иудейского, сына Ахаза (Ахаз царствовал 16 лет), приравниваются 7-му и 9-му годам царствования Осии израильского. Напротив, дата [[old:4ts:15:30|(XV:30)]], по которой Осия воцарился в 20-й год Иоафама, отца Ахаза, должна быть признана безусловно ошибочной как потому, что Иоафам царствовал только 16 лет [[old:4ts:15:33|(XV:33)]], так еще более - по ясному свидетельству, что еще предместник Осии Факей воевал уже не с Иоафамом, а с сыном его Ахазом ([[old:4ts:16:05|XVI:5]] сл. [[old:is:07:01|Ис VII:1]] сл.), следовательно, убийца и преемник его Осия никоим образом не мог соцарствовать отцу Ахаза Иоафаму; ошибка при буквенно-цифровом обозначении хронологических дат, по общему мнению исследователей ветхозаветного текста, вполне возможна. Выше [[old:4ts:15:30|(XV:30)]] было замечено, что убиение побежденного Тиглат-Пилезером Факея и возведение на престол Осии было, вероятно, делом расположенной к Ассирии придворной Израильской партии. Воцарение Осии, как видели, должно быть отнесено к 733 году до Р. X. В характере царствования Осии священный писатель отмечает особенность: //"делал он неугодное в очах Господних, но не так как цари Израильские, которые были прежде него"// ([[old:4ts:17:02|ст. 2]], ср. [[old:4ts:03:02|III:2]]). В чем состояла меньшая степень нечестия Осии, конечно, в отношении религиозного культа, в тексте не сказано. По раввинам (Seder Olam, cap. XXII), Осия не допустил строить новых золотых тельцов в Вефиле, после того как прежние захвачены были в плен ассириянами ([[old:os:10:06|Ос X:6]]; ср., однако, у //проф. Бродовича,// Книга пророка Осии, с. 352), а также не препятствовал подданным своего царства ходить на поклонение Иегове в Иерусалим, напр., когда Езекия пригласил израильтян в Иерусалим на праздник Пасхи [[old:2par:30:01|(2 Пар XXX:1-11]]; [[old:2par:31:01|XXXI:1)]]. Но если это предположение и имеет долю вероятности, то, однако, нельзя думать (как полагает Тениус), будто Осия совершенно отменил культ тельцов, так как через это рушилось бы вековое средостение между двумя еврейскими царствами, о чем библейский текст не мог бы умолчать; в действительности, этот культ, вероятно, пережил и самое царство Израильское (см. у //П. Красина//, Государственный культ Израильского (десятиколенного) царства, с. 227-229). Скорее можно думать, что Осия явился противником чистого язычества, распространившегося в Израиле при непосредственных его предшественниках. Так или иначе, свящ. писатель в источниках ("Летописи Царей Израильских") нашел данные, побудившие его представить Осию в более благоприятном свете, чем его предшественников [По И. Флавию (Древн. IX, 13, 1), напротив, Осия все 9 лет своего царствования отличался гнусным поведением вообще и презрительным отношением к Предвечному в частности]. [<10>]