[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 17:24 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее** //Новые поселенцы в пределах бывшего Израильского царства// По обычаю всех завоевателей древности царь ассирийский - по мнению некоторых, опирающемуся на [[old:ezd:04:02|(1 Езд IV:2)]], Асардан или Асаргаддон, сын Сеннахирива, [[old:4ts:19:37|(4 Цар XIX:37)]], правивший, по ассирийским данным, с 681 г. по 668 г., переселил вместо выведенных из Израильской страны жителей - переселенцев из разных городов и провинций ассирийских. Надо думать, что это переселение происходило не раз по [[old:ezd:04:02|(1 Езд IV:2)]]; часть нового населения Самарии прибыла сюда уже при Ассаргаддоне - этом третьем преемнике Салманассара. Но начало этой колонизации опустевшей страны относится скорее всего к первой поре после ассирийского пленения, т. е. к царствованию Саргона. Географическое положение упомянутых в [[old:4ts:17:24|(ст. 24)]] областей Ассирийского царства, кроме Вавилона и Емафа, не вполне достоверно известно. Вавилон и здесь разумеется, вероятно, в качестве целой области, (как в [[old:ps:135:01|Пс CXXXV:1]]); а не города только Кута (LXX: Xooθα, Vulg.: Cutha, слав.: //Xуфа//, в клинописях: Kutu) - по И. Флавию (Древн. IX, 14, 3) лежит в Персии (τὸ Сονθαίων ᾿έθνος, οἴ πρότερον ενδοτέρω τῆς περσιδος καὶ τὴς Μηδίας ῆσαν). Теперь отождествляют то с северо-восточной частью Xузистана (древн. Сузиана), то с большим празом с Кута или Телль-Ибрагим к северо-востоку от Вавилона, в вавилонском Ираке в окрестостях нахр. - Малка (Onomast. 972. Палест. Сборн. вып. 37, с. 326). По-видимому, переселенцы из Куты составляли преобладающее число в массе переселенческой: именем //кутим//, кутейцы, традиция еврейская назвала самарян, образовавшихся от смешения оставшихся на родине израильтян с ассирийскими колонистами, и это имя сделалось совершенно обычно в раввинской и талмудической письменности (И. Флавий говорит: "по-еврейски называются хуфейцы //(кутим),// на греческом же языке они называются именем самарян) [Обстоятельные и вполне научные сведения о самарянах на русском языке можно читать в очерках о них //проф. В. П. Рыбинского// "Труды Киевской Духовной Академии" 1895 г.], Авва (может быть, тождеств, с Ивва, [[old:4ts:18:34|XVIII:34]]); LXX: Αίά, Vulg.: Avah, слав.: Aia, отождествляют с рекой Агава или Ауй, [[old:ezd:08:15|(1 Езд VIII:15]], [[old:ezd:08:21|21]], [[old:ezd:08:31|31)]]; и сближают с теперешним Xито притоком Ефрата, к востоку от Дамаска (Onomast. 39): за положение Аввы - Иввы в Сирии говорит сопоставление с Емафом (ср. [[old:3ts:08:65|3 Цар VIII:65]]; [[old:4ts:14:25|4 Цар XIV:25]]); сирийским городом на Ордаге. Равным образом в Сирии же, вероятно, лежал и город Сепарваим (ср. [[old:4ts:18:34|XVIII:34]]; [[old:4ts:19:13|XIX:13]]; [[old:is:36:19|Ис XXXVI:19]]; [[old:is:37:13|XXXVII, 13]]); LXX: Ξετιφαροναιμ, Vulg.: //Sepharvaim//, слав.: Сепфаруим), завоеванный, может быть, Салманассаром IV (по вавилонской хронике - Sabarain). О всех этих переселениях в опустошенную страну Израильскую ассирийских колонистов есть пригодные записи в надписях Саргона (//Schiader//, Keilinschrifе и А. Т. 2 A. s. 276 ff). Переселенные из разных местностей Сирии и Месопотамии новые жители бывшего Израильского царства, говорили, вероятно, на одном и том же арамейском наречии, весьма близком тогда к еврейскому [[old:4ts:18:26|(XVIII:26)]], и потому легко и скоро могли ассимилироваться как между собою, так и с израильтянами. Центром колоний была Самария и вся окрестная область. **//Толковая Библия.//** [<10>]