[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 18:1 ====== ===== Блаж. Августин ===== Ст. 1-7 ** В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему** О Давиде, несмотря на то, что, согласно предшествовавшему рассуждению, его грехи были отпущены и не вменены ему в силу уже упомянутого его благочестивого раскаяния, все же не представляется возможным несправедливо утверждать как о муже, найденном по сердцу Бога. Ибо как же тогда он выполнил все заповеди Бога? Ведь хотя и удостоился Давид высоких похвал в Священном Писании, повествующем о его времени и его свершениях, тем не менее он заклеймен уже тем, что не отменил высоты. Они были устроены для поклонения народа Божьего вопреки заповедям Бога, Который потребовал принесения жертвоприношений Себе исключительно в скинии завета, даже если Ему же на высотах совершались бы приношения. Впоследствии устроенные для поклонения высоты уничтожил к великой славе своей правоверный царь Езекия, от семени Давидова. //**На восемь вопросов Дульциция.**// ---- Медный змей сохранялся в неприкосновенности в память о чуде, но впоследствии он сделался для заблудших душ объектом идольского поклонения до тех пор, пока правоверный царь Езекия своей царской властью не разрушил его, благодаря чему прославился своим великим благочестием. //**О граде Божьем.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-8 **В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города** //История Иудейского царства, по разрушении Израильского, до плена Вавилонского// //13-й царь иудейский Езекия, годы царствования и благочестивый его характер// О царствовании благочестивейшего Езекии, кроме [[old:4ts:18:start|(4 Цар XVIII-XX)]] в Библии имеется еще два пространные параллельные повествования: в книге [[old:is:36:start|(Ис XXXVI-XXXIX)]] и в [[old:2par:29:start|(2 Пар XXIX-XXXII)]]. Сравнительно с рассказом кн. пророка Исаии, рассказ 4 Цар частью содержит нечто, не встречающееся у пророка Исаии, как [[old:4ts:18:14|(4 Цар XVIII:14-16)]], частью не имеет содержащейся там молитвы царя Езекии [[old:is:38:19|(Ис XXXVIII:9-20)]], из чего некоторые исследователи не без основания заключают, что оба повествования заимствованы двумя свящ. писателями из одного общего источника - хроники религиозно-общественной жизни данного времени (источник подобного рода назван в [[old:2par:32:33|2 Пар XXXII:33]]: "видение Исаии, сына Амосова, пророка"; здесь же указаны и обычно цитируемые в 3-й и 4-й кн. Царств документы "Летописи царей иудейских и Израильских": для истории Езекии служили оба эти источника; поскольку деятельность его касалась и царства Израильского, разрушение которого последовало в 6-м году царствования Езекии [[old:4ts:18:10|4 Цар XVIII:10]]), хотя можно предположить и непосредственное влияние рецензии пророка Исаии на 4 Цар. Повествование [[old:2par:29:start|(2 Пар XXIX-XXXII)]] рассматривает царствование Езекии не столько с политически-теократической точки зрения, как 4 Цар и кн. пророка Исаии, сколько со стороны церковной деятельности этого царя и потому сообщает преимущественно о восстановлении Езекиею разных богослужебных, культовых отправлений, особенно праздника Пасхи, и тем существенно восполняет повествование 4 Цар. Дата воцарения Езекии определяется 727 г. ([[old:4ts:18:02|ст. 2]], сн. 10: за 6 лет до падения Самарии). О примирении даты 25-летнего возраста Езекии [[old:4ts:18:02|(XVIII:2)]] при воцарении с датой царствования и лет жизни отца его Ахаза см. прим. к [[old:4ts:16:02|XVI:2]] (ср. //проф. Гуляева,// с. 352). Общее благочестивое царствование Езекии и такое же направление его царствования [[old:4ts:18:05|(ст. 5)]] священный писатель по своему обыкновению указывает в отношении к культу: Езекия первый из всех царей иудейских решился отменить даже те древние и священные в глазах народной массы высоты, служение на которых Богу допускали и благочестивые цари иудейские [[old:3ts:03:02|(3 Цар III:2]]; [[old:3ts:15:12|XV:12]], [[old:3ts:15:14|14)]] [Обстоятельный историко-археологический очерк "Служения на высотах" у древних евреев дан в книге //Пальмова// "Идолопоклонство у древних евреев", с. 152-176], но которые не мирились с идеей единства места богослужения, с законом о централизации культа Иеговы в единственном храме в Иерусалиме [[old:vtor:12:05|(Втор XII:5-6)]]; во имя этого последнего закона, желая, видимо, уничтожить всякую тень многобожия в культе народа Божия, Езекия и "отменил высоты и жертвенники" во всей стране [[old:4ts:18:22|(ст. 22)]]. Ревнуя, далее, о чисто духовном служении Иегове, Езекия без колебания уничтожил даже такую священную в глазах народа реликвию, как медный змей - Нехуштан, некогда сделанный Моисеем в качестве спасительного символа ([[old:chis:21:04|Чис XXI:4-9]]; ср. [[old:prs:16:10|Прем. Сол XVI:10]] сл. См. "Толков. Библию", т. I, с. 657), много веков сохранявшийся, быть может, при скинии и после при храме, но затем сделавшийся предметом языческого обожествления со стороны иудеев (см. у //Пальмова//, цит. соч. 143-152. Некоторые, напр., //Kleinert// y Richm'a (Handwörterbuch, 2 Александр. сп. II, 1425), ставят этот культ Нехуштана у евреев в связь с египетским культом Сераписа - на том основании, что в [[old:chis:21:06|(Чис XXI:6)]] ядовитые змеи названы по евр. //серафим//, палящие. Но гораздо вероятнее, что это суеверие и идолослужение возникло у евреев в связи с языческим верованием в сверхъестественную силу змей, как это верование встречается у финикиян, египтян и ассировавилонян. Уничтожение идолопоклонства и суеверий, совершенное Езекией [[old:4ts:18:03|(ст. 3-4)]], однако, не давало бы еще права признать его единственным по благочестию из всех потомков Давида [[old:4ts:18:05|(ст. 5)]], если бы не были им произведены те реформы по восстановлению во всей чистоте и блеске храмового культа, о которых рассказывает 2 Пар; именно: 1) очищение храма от всех нечистых языческих культов [[old:2par:29:01|(2 Пар XXIX:1-19)]]; 2) восстановление регулярно совершаемого истинного богослужения по закону Моисееву и по уставам Давида и современных ему пророков [[old:2par:29:20|(XXIX:20-36)]]; 3) беспримерное, по торжественности, празднование Пасхи с участием даже жителей Израильского царства [[old:2par:30:start|(XXX)]] и 4) восстановление установленных Давидом через священнослужения священников и возвращение последним средств и источников содержания (от приношений к храму), отнятых у священников во время господства идолослужения. Эти дела благочестия стяжали Езекии милость Иеговы [[old:4ts:18:07|(ст. 7)]], которая и выразилась в двух внешних удачах царствования Езекии: а) отложение Езекии от Ассирии, которой подчинил Иудею Ахаз [[old:4ts:16:07|(XVI:7)]], это отложение выразилось, конечно, в неуплате Езекией ассирийскому царю известной дани (ср. [[old:4ts:17:03|XVII:3-4]]; см. у //проф. Гуляева,// с. 353); б) в победе Езекии над филистимлянами [[old:4ts:18:08|(ст. 8)]], которые при Ахазе сделали ряд завоеваний на территории Иудейского царства [[old:2par:28:18|(2 Пар XXVIII:18)]]. [<10>]