[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 21:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-9 **Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: "в Иерусалиме положу имя Мое". И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: "в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век; и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей". Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых** //Языческая реакция и религиозный синкретизм при преемниках Езекии: Манассии// По смерти Езекии на Иерусалимский престол вступил 12-летний сын его Манассия (о том, что он мог быть не старшим сыном Езекии, см. прим. к [[old:4ts:20:02|XX:2-3]]) и царствовал 55 лет - по принятой в библейской науке хронологии, с 698 г. по 643, и теперь из Библии "мы почти за целое столетие ничего не знаем из внешней истории Иудеи. Манассия был послушным пленником великого царя, и это было предусмотрительно, так как во время его пятидесятилетнего правления Ассирия достигла вершины своего политического могущества. Асаргаддон, сын Сеннахирима, и Ассурбанипал, сын Ассаргаддона, безраздельно господствовали над всем пространством от глубины Тигра до глубины Египта, и ни в Иерусалиме, ни где-нибудь в другом месте не могло и мысли возникнуть о восстании. Но эта верность ассириянам сопровождалась роковыми последствиями для внутренней жизни Иудеи и особенно для богослужения. За благоприятным подъемом религиозного чувства при Езекии наступили времена ослабления этого чувства..." (История израильского народа. Москва, 1903. с. 101-102). При недостатке ясных библейских свидетельств о внешних отношениях Иудеи при Манассии (исключая свидетельства [[old:2par:33:11|2 Пар XXXIII:11-13]], о котором скажем ниже) одинаковую гипотетичную ценность с сейчас приведенным мнением о полной лояльности Манассии в отношении ассирийского царя, и даже преимущество пред этим мнением, имеет другое предположение, что Манассия примкнул к организованному египетским фараоном Тиргакою союзу западноазиатских государств против Ассирии (//проф. И. С. Якимов//, Толкование на книгу пророка Исаии. Xрист. Чтен. 1984, 7 кн., с. 303-304, //еп. Платон//, цит. соч., с. 259), последствием чего и могло быть временное пленение его ([[old:2par:33:11|2 Пар XXXIII:11]] сл.). Не касаясь политической стороны более чем полувекового царствования Манассии, священный писатель 4 Цар останавливается исключительно на глубоком религиозно-нравственном падении иудейской жизни при Манассии: по этому изображению [[old:4ts:21:02|(ст. 2-16)]] царствование Манассии является самой мрачной эпохой в истории южного Иудейского царства. Манассия не только восстановил все отмененные Езекией [[old:4ts:18:04|(XVIII:4)]] высоты; не только, подобно Ахаву (ср. [[old:3ts:16:32|3 Цар XVI:32]] сл.), допустил и поощрял отправление хананейских культов в стране (ср. [[old:3ts:14:24|3 Цар XIV:24]]; [[old:4ts:17:08|4 Цар XVII:8]]), но и насаждал в Иерусалиме и Иудее ассиро-вавилонские культы светил небесных [[old:4ts:21:02|(ст. 2-3)]], как очень распространивший теперь культ "царице неба" (см. [[old:ier:07:18|Иер VII:18]], [[old:ier:44:15|XLIV:15]], [[old:sof:01:05|Соф I:5]] и др.). Чистое язычество вторглось даже в самый храм Иеговы, где поставлены были жертвенники "всему воинству небесному", т. е. светилам (см. [[old:vtor:04:19|Втор IV:19]]; [[old:vtor:17:03|XVII:3]]; [[old:4ts:17:16|4 Цар XVII:16]]. "Силой небесной писатель называет солнце, луну и звезды" (блаж. Феодорит вопр. 53). Кроме жертвенников ассирийским божествам (светилам), к культу последних принадлежали также поставленные теперь у входа в храм кони в честь солнца [[old:4ts:23:10|(XXIII:10-11)]]. Подобно Ахазу [[old:4ts:16:03|(XVI:3)]], Манассия совершал также омерзительный и ужасный культ Молоха [[old:4ts:21:06|(ст. 6)]], а равно не уступал Ахазу и в склонности к волшебству, прорицаниям [[old:4ts:21:06|(ст. 6]], сн. [[old:is:08:19|Ис VIII:19]], [[old:is:29:04|XXIX:4)]]. Всем этим, особенно водворением отправлений языческих культов в самом храме Иеговы [[old:4ts:21:07|(ст. 7]], сн. [[old:3ts:08:15|3 Цар VIII:15]], [[old:3ts:09:03|IX:3)]], фактически уничтожалось самое избрание народа иудейского в народ Божий, терялось и его право на защиту и покровительство Божие [[old:4ts:21:08|(ст. 8]], сн. [[old:2ts:07:10|2 Цар VII:10)]]. Иудеи при Манассии поступали даже хуже истребленных некогда Иеговой ради народа своего народов хананейских [[old:4ts:21:09|(ст. 9)]]: глубокий религиозный синкретизм, заявивший себя теперь с большей силой, чем при Ахазе (ср. прим. к [[old:4ts:16:10|XVI:10]]), по суду священного писателя, оказывается худшим чистого язычества (ср. [[old:2par:33:02|2 Пар XXXIII:2-9]]). Как понять, чем объяснить тот факт, что у благочестивого, истинно теократического царя оказался столь резко противоположного направления сын и преемник, что все благодетельные реформы первого были уничтожены и низложены реакцией последнего? Прежние толкователи в объяснение этого считали достаточным указать на злую волю самого Манассии и на развращающее влияние на него придворной партии, сохранившейся еще от времени Ахаза. Блаж. Феодорит говорит: "что в существах одушевленных преобладает не природа, но воля, свидетель тому Манассия, оставивший благочестивый образ отца и пошедший противоположным путем" (вопр. 53). Другие толкователи полагают, что, вступив на престол, Манассия (как некогда Иоас по смерти Иодая, [[old:2par:24:17|2 Пар XXIV:17-18]]) поддался влиянию нечестивой придворной партии, даже при Езекии противодействовавшей авторитету пророков [[old:is:28:07|(Ис XXVIII:7]]; [[old:is:30:09|XXX:9-10)]], а после его смерти решившейся находить в Иерусалиме и Иудее чистое язычество. (//Кeil//. Die Bucher der Konige. 1865, s. 348. //Kleinert//. Richm Handworterb. d. bibl. Alterth. Bd. II, s. 962). В новое время библеисты - теоретики развития объясняют введенный Манассией религиозный синкретизм политическим положением Иудеи, а его время - всецело вассальной зависимостью, совершенно изгладившей у Манассии и его народа впечатление силы Иеговы и победы его над ассирийскими богами (в неудачном походе Сеннахирима) и повлекшей за собой культурное, духовное и религиозное влияние Ассирии на Иудею; при этом Манассия не только старательно обеляется от пятен, будто бы незаслуженно лежащих на его памяти, но ему приписываются и положительные заслуги пред историей израильского народа, напр., по части заимствований евреями космогонических и иных представлений из религии, мифологии, законодательства Ассиро-Вавилонии (Stade, Gesch. Jsr. I, s. 625-640. Ср. у //проф. А. П. Смирнова//. Новое построение истории израильского народа и новые суждения об исторических лицах его. Прибавлен. к твор. св. Отцов. 1887, ч. 40, с. 198 и д.). Крайность этого взгляда и противоречие его Библии очевидны сами собой. [<10>]