[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 21:17 ====== ===== Апостольские постановления ===== **Прочее о Манассии и обо всем, что он сделал, и о грехах его, в чем он согрешил, написано в летописи царей Иудейских** См. Толкование на [[old:4ts:21:02#apostolskie_postanovlenija|4 Цар. 21:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Прочее о Манассии и обо всем, что он сделал, и о грехах его, в чем он согрешил, написано в летописи царей Иудейских** См. Толкование на [[old:4ts:21:02#svt_ioann_zlatoust |4 Цар. 21:2]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **Прочее о Манассии и обо всем, что он сделал, и о грехах его, в чем он согрешил, написано в летописи царей Иудейских. И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду при доме его, в саду Уззы. И воцарился Аммон, сын его, вместо него** [[old:2par:33:11|(2 Пар XXXIII:11-20)]] дает сведения, существенно восполняющие повествование 4 Цар о Манассии, именно сообщает, что Иегова наказал Манассию за грехи его нашествием военачальников царя ассирийского, которые пленили Манассию и в цепях (вероятно, с продетым через губу кольцом, см. [[old:4ts:19:28|(4 Цар XIX:28)]]: таковы изображения пленных царей на ассирийских памятниках) отвели его в Вавилон; в плену Манассия раскаялся и спросил прощение у Бога и был возвращен в Иудею, где старался загладить последствия тяжких заблуждений своих: отменил разные виды идолослужения, а равно реставрировал Иерусалим и другие укрепленные города. Сообщение это, долго подвергавшееся в науке сомнению и оспариванию (со стороны, напр., Винера, Гитцига и др.), ныне признается (Эвальдом и др.) вполне историческим, как оправдываемое данными ассириологами (//Schracler//, Kalinschr. и Александр. сп. Т., s. 366 if. //Vigouroux//, Bibel und die neueren Entdeckunogen B. IV, s. 232 ff.). По этим данным, Манассия, бывший исправным данником Ассирии при Асаргаддоне (681-669), при преемнике его Асурбанипале вместе с другими мелкими царьками соединился с братом Асурбанипала Салиугом, который захватил подчиненный в то время ассирийцам Вавилон и восстал там против брата. Событие это обыкновенно относится на 647 год до Р. X., след. за 4 года до смерти Манассии. При этом вероятно, что Асурбанипал велел привести пленного Манассию не в Ниневию, а в Вавилон (ср. Ис XXXIX:6; 4 Цар XX:18), где он сам находился в то время после покорения города и победы над братом (ср. у //еп. Платона//, цит. соч., стр. 260-262). Памятником покаяния и обращения Манассии служит неканоническая молитва этого царя (не имеющаяся в еврейской Библии, а лишь в греческой и переводах более поздних, в славяно-русской Библии имеющая место в конце книги 2 Пар, в греческом тексте Библии помещаемая после псалтыря в числе 14 песней, извлеченных из разных мест Священного писания (ср. //проф. Гуляева,// с. 578). С царем покаялся, как видно, и народ [[old:2par:33:17|(2 Пар XXXIII:17)]], хотя покаяние это было кратковременное. В политической деятельности Манассии по возвращении его из плена свящ. писатель 2 Пар XXXIII:14 отмечает постройку внешней стены города Давидова на западной стороне Геона, по лощине и до входа в Рыбные ворота и проведением ее вокруг Офела. Это так называемая вторая стена Иерусалима, традиционно связываемая с именами Езекии (ср. [[old:2par:32:05|2 Пар XXXII:5]]) и Манассии. Как видно из упомянутых в сейчас приведенном месте 2 Пар пунктов - Геон (ср. [[old:3ts:01:39|3 Цар I:39]]; [[old:2par:32:30|2 Пар XXXII:30]]), Рыбные ворота [[old:neem:03:03|(Неем III:3]]; [[old:neem:12:39|XII:39]]; [[old:sof:01:10|Соф I:10]]) и Офел [[old:2par:27:03|(2 Пар XXVII:3]]; [[old:neem:03:26|Неем III:26)]] видно, что стена эта начиналась у западной (Геон) или северо-западной части Иерусалима, огибала затем весь север города до Рыбных ворот на северо-востоке и, поворачивая затем к югу, захватывала юго-восточный отрог горы Мориа - т. наз. Офел, (ср. у //И. Флав.// Древн. X, 3, 2). Кроме летописей царей Израильских (в [[old:4ts:20:17|(4 Цар XX:17)]] - "ц. иудейских") свящ. писатель 2 Пар, цитирует в качестве источника для истории Малахии записи некоего Xозая (дибре-Xозай), вероятно, одного из современных этому царю пророков. Погребен был при доме своем, в саду некоего Уззы ([[old:4ts:21:18|ст. 18]]; [[old:2par:33:20|2 Пар XXXIII:20]]. //И. Флав.// цит. м.), которого некоторые (Бенцингер, Киттель) отождествляют с известным царем Озиею-Азариею ([[old:4ts:15:01|4 Цар XV:1]] сл.), другие (Кейль, Бер) видят здесь имя неизвестного лица, прежнего владельца сада, в котором после был построен дворец; предположительно помещается в долине Тиропеон (Onomast. 700) у подошвы Офела. [<10>]