[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 22:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-7 **Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы. И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево. В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома** Так было в течение тридцати одного года его царствования. В восемнадцатый год от начала правления он начал очищать Иудею и жителей Иерусалима. Действительно, он искоренил чуждые религиозные культы, введенные Манассией, свергнул святилища и алтари. В том же восемнадцатом году он повелел искупить грех перед храмом и приказал священникам произвести исправление повреждений дома. Он привел рабочих, собирал камни, строительные материалы и все прочее, необходимое в строительстве, он предоставил деньги для ожидаемых расходов и этим, в религиозном смысле, соперничал с благочестивым рвением своего прадеда Иоаса. В то время восстановление храма было не менее важным, чем раньше, потому что в течение пятидесяти лет, пока царствовал Манассия, на него не обращали внимания или использовали в мирских целях. //**Комментарии на 4-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы. И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево** //Воцарение 16-го иудейского царя Иосии, благочестивый характер царствования и начало восстановления религиозно-церковного благоустройства// Последний благочестивый царь иудейский (по счету 16-й), Иосия, "направивший к Господу сердце свое и во дни беззаконных утвердивший благочестие" и прославляемый наряду с Давидом и Езекиею за праведность и ревность по законе [[old:psir:49:03|(Сир XLIX:3-5)]], вступил на царство восьмилетним отроком (LXX: υιός οκτώ ετω̃ν, слав.: //сын осьмилет// - буквальная передача евр. //бен//, имеющего в соединении с числительным лет значение возраста) в 641 или 640 году. Отец его Амон, умерший в 24-летнем возрасте, имел сына 16 лет, равно и Иосия, умерший после 31 - летнего царствования - 39-ти лет, оставил старшего сына Иоакима 25-ти лет [[old:4ts:23:36|(XXIII:36)]], следовательно, имел сына на 15-м году жизни: при ранней половой зрелости на востоке эти цифры не должны удивлять нас. Мать его происходила из Боцкафы, LXX: Βασηδώθ, Vulg.: Baschath, слав.: //Васуроф//, (Onomast. 199, 225) - города в Иудином колене близ Лахиша (Нав XV:39). Общая характеристика царствования Иосии (ст. 2), в которой поставляется на вид идеальная верность этого царя закону (сн. [[old:4ts:23:25|XXIII:25]]), превосходит отзывы о всех других царях: только Иосии усвояется "неуклонение ни направо ни налево" (сн. [[old:vtor:05:32|Bтор V:32]]; [[old:vtor:17:11|XVII:11]], [[old:vtor:17:20|20]]; [[old:vtor:28:14|XXVIII:14]]) от пути Давида. Эта характеристика служит вместе и переходом к изображению теократической деятельности Иосии. Для сравнения повествования 4 Цар, [[old:4ts:22:start|XXII-XXIII]] - о царствовании Иосии с параллельным повествованием о том же книги 2 Пар, [[old:2par:24:start|XXXIV-XXXV]], открывается то различие между ними, что 4 Цар рассматривает деятельность Иосии с теократически прагматической точки зрения и соответственно с тем отводит более всего места, [[old:4ts:23:04|(XXIII:4-20)]], изображению искоренения Иосиею идолопоклоннических культов и незаконного служения Иегове и вообще представляет Иосию единственным по религиозной ревности и строгому проведению теократических принципов царем [[old:4ts:23:24|(XXIII:24-25)]], между тем священный писатель 2 Пар смотрит на царствование и деятельность Иосии преимущественно с ритуальной точки зрения и потому преимущественное внимание обращает на совершение при Иосии (в 18-й год его царствования) праздника Пасхи при исключительно точном соблюдении всех обрядовых предписаний закона, при исключительной торжественности, [[old:2par:35:01|(2 Пар XXXV:1-19)]]. В связи с этим стоит неодинаковый хронологический порядок событий и той и другой редакции священного повествования, причем 4 Цар берет исходным пунктом факт открытия книги закона в храме в 18-й год царствования Иосии и затем последовательно переходит к вызванным этим фактом мероприятиям Иосии, каковы: возобновление всенародного завета с Богом, искоренение противозаконных культов, совершение Пасхи и д., а 2 Пар излагает эти же события, по-видимому, не в столь естественной последовательности. В целом оба повествования не только подтверждают, но и восполняют одно другое. [<10>]