[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 22:3 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав** См. Толкование на [[old:4ts:22:01#prp_efrem_sirin|4 Цар. 22:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-7 **В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно** //"В восемнадцати год царя Иосии..."// LXX точнее определяют время важного события открытия книги закона, добавляя: εν τω̃ μηνί τω̃ ογδοω̃, или по кодд. 52, 64, 72, 92, 106, 119, 121, 123, 134, 144, 236, 242, 245, 247 и др. - εν μηνί τω̃ εβδόμω, слав.: //в седмый месяц.// Книга закона найдена была при реставрации храма, последовавшей теперь, спустя около 230 лет, после бывшей при царе Иоасе ([[old:4ts:12:05|XII:5]] сл.), необходимо вызванной теперь нуждой очистить храм от языческих нечистот, введенных в него при Манассии и Амоне. Упоминание об этой новой реставрации храма близко напоминает рассказ [[old:4ts:12:start|XII]] гл. о прежней и в [[old:4ts:22:start|XXII]] главе более кратко, только предполагая то, что в [[old:4ts:12:start|XII]] гл. прямо высказывается; притом речь о реставрации храма здесь является лишь поводом к рассказу о найденной при этом книге закона. Реставрация храма началась, вероятно, не в 18-м только году царствования Иосии, а гораздо прежде, так как по [[old:2par:34:03|2 Пар XXXIV:3]] Иосия уже на 8-м, а еще более на 12-м году царствования своего начал проявлять особенную ревность по Боге. О должности писца, евр. софер, LXX: γραμματεύς, Vulg.: Scriba, cм. прим. к [[old:3ts:04:03|(3 Цар IV:3)]]. По [[old:2par:34:08|(2 Пар XXXIV:8)]], кроме Шафана, царь посылает в храм еще градоначальника Маасею и дееписателя Иоаха. Xелкия - первосвященник (ср. [[old:4ts:22:08|ст. 8]]. [[old:4ts:23:04|XXIII:4]]) из рода Садока [[old:1par:05:39|(1 Пар V:39)]]. По почину Климента Александрийского, некоторые толкователи отождествляли его со священником Xелкиею, [[old:ier:01:01|(Иер I:1)]], отцом Иеремии (Ейхгорн, Боген и др.), но против этого говорит как полное неупоминание книги пророка Иеремии о первосвященническом достоинстве отца пророка, так и то, что в Акафофе, родном городе пророка, жили священники не из линии Елеазара и Садока, а из линии Ифамара и Авиафара (сн. [[old:3ts:02:26|3 Цар II:26]]). [<10>]