[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 22:12 ====== ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря** См. Толкование на [[old:4ts:22:11#blazh_ieronim_stridonskij|4 Цар. 22:11]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-14 **И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам. И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, - жила же она в Иерусалиме, во второй части, - и говорили с нею** //Посольство к пророчице Олдаме и ответ ее о грядущих судьбах Иудеи и ее царя// Потрясенный всем выслушанным из закона, Иосия (подобно Езекии, [[old:4ts:19:02|XIX:2-4]]) желает "вопросить Господа", т. е. слышать пророческое слово о том, можно ли и каким путем отвратить грядущие на Иудею кары и бедствия суда Божия за нарушение закона Божия. Депутация, во главе с первосвященником обращается за этим не к современным пророкам - Иеремии [[old:ier:01:01|(Иер I:1)]] и Софонии [[old:sof:01:01|(Соф I:1)]], может быть, в то время не бывшим в Иерусалиме, а к некой, очевидно достаточно известной и уважаемой в народе пророчице Олдаме, евр. Гулда, у 70-ти: Oldan, Vulg.: Holda (одна из четырех женщин пророчиц в Ветхом Завете, по суждению иудейской традиции - вместе с Мариам, [[old:ish:15:20|Исх XV:20]], Деворою, [[old:sud:04:04|Суд IV:4]] и Анною, [[old:1ts:02:01|1 Цар II:1]] сл.), жене хранителя одежд царских или храмовых (ср. [[old:4ts:10:22|X:22]]); //"жила же она в Иерусалиме во второй части"//, евр.: //бемишне//, Vulg.: in secunda. У LXX-ти оставляют последнее слово без перевода: ἐν τῆ Μασενᾶ, слав.: //в масене;// вероятно, как и в [[old:sof:01:10|(Соф I:10)]], разумеется северная часть Иерусалима со включением так называемой Акры, между первою (Давида - Соломона) и второю (Езекии - Манассии) стенами города (ἄλλη πόλις //И. Флавия//). [<10>]