[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 22:15 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-20 **И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, - все слова книги, которую читал царь Иудейский. За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ** "Первоначальный ответ, данный царю, говорят, до нас не сохранился; тот ответ, какой изложен в [[old:4ts:22:15|(4 Цар XXII:15-20)]], ученые относят к более позднему времени" ("История Израильского Народа", с. 105, ср. //Benzinger//, s. 191, //Kittel//, s. 300). на том основании, что если Олдама возвестила гибель Иудее и жителям ее во исполнение проклятий закона [[old:4ts:22:16|(ст. 16-17)]], а благочестивому, случившемуся пред Богом и покаявшемуся царю обещается мирная кончина до наступления ожидающих страну его бедствий [[old:4ts:22:19|(19-20)]], то предпринятая Иосией религиозная реформа [[old:4ts:23:start|гл. XXIII]] не имела смысла: "после такого ответа [[old:4ts:22:15|(XXII:15-20)]] можно было ожидать все, что угодно, только не решительной реформы государства: стоило ли трудиться, если погибель ее была неотвратима? Скорее можно было бы ожидать, что Иосия лишь возблагодарит Бога за милость к себе, как Езекия, [[old:4ts:20:19|(XX:19)]]". (//Stade//, Gesch. Isr. I, 651-652). Сам собою очевиден здесь крайний субъективизм новых библейских критиков. С точки же зрения нормальной религиозной психологии вполне понятно, что благочестивый царь, и узнав о неотвратимом жребии своего царства, однако, считает своим долгом и решается сделать все возможное для того, чтобы поставить жизнь своего народа в соответствие с требованиями закона и для того, первее всего, восстановить истинно заветные отношения народа Божия с Иеговою [[old:4ts:23:01|(XXIII:1-3)]]. "Царь благочестивый столько же благодетельствует подданным, сколько злочестивые делают им вреда" (блаж. Феодорит, вопр. 54). [<10>]