[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 23:4 ====== ===== Блаж. Августин ===== Ст. 4-9 **И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, - и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному; и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты; и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, - ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот. Впрочем жрецы высот не приносили жертв на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими** Ибо как же еще служат Господу цари в страхе Божьем, если не запрещая и не бичуя со всей требуемой религией суровостью любые деяния против заповедей Господних? Иначе служит Богу царь как просто человек, иначе - как монарх. Как человек, он служит Господу, ведя жизнь человека праведного; а как правоверный монарх он служит Господу тем, что с должным рвением способствует утверждению законов справедливых и упразднению противных благочестию. Сообразно второму роду служения Господу поступал Езекия, когда он отменил высоты, разбил статуи идолов, срубил дубраву, которые были созданы и насажены вопреки заповедям Господним. И так послужил Господу Иосия, когда сам поступал таким же образом. Так послужил царь ниневитян, обратившийся с призывом ко всему городу для умилостивления Господа. Так послужил Дарий, предоставив во власть Даниила разрушить идолов и отдав врагов его львам на растерзание. Так послужил и Навуходоносор, о котором мы уже сказали, когда суровым законом всем в царстве его запретил богохульствовать. В том именно и тогда служат цари Господу по-царски, когда совершают в услужение Ему то, что никто кроме царей не в силах свершить. **//Послания.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль** //Истребление предметов языческих культов, а также и "высот Иеговы" в храме, Иерусалиме, его окрестностях и в других городах Иудейского царства// Как некогда при Иоасе по заключении завета немедленно последовало искоренение языческого культа [[old:4ts:11:17|(XI:17-13)]], так то же повторилось и теперь: по словам И. Сираха [[old:prsir:49:03|(XLIX:3)]], Иосия //"успешно действовал в обращении народа и истребил мерзости беззакония"//, хотя, конечно, реформа, произведенная насильственными и чисто внешними мерами, без приемов убеждения и духовного перевоспитания массы, не могла быть ни глубокой, ни прочной. Очищение начинается с храма и возлагается на Xелкию - первосвященника //([гак] коген - [гаг] гадал//, в [[old:4ts:25:18|(4 Цар XXV:18]]; [[old:ier:52:24|Иер LII:24)]] первосвященник, по евр. //коген - [га] рош,// - главенствующий священник), "вторых священников" (//когане - [гам] мишне//, cp. [[old:4ts:25:18|XXV:18]]), т. е. подчиненными первосвященнику, и //"стоящим на страже у порога"// (ср. [[old:4ts:22:04|XXII:4]]; [[old:1par:23:05|1 Пар XXIII:5]]) - из Левитов. Вынесена была из храма вся утварь, посвященная Ваалу, всей силе небесной (см. [[old:4ts:21:03|XXI:3]] и прим.) и Ашере-Астарте (ср. [[old:3ts:14:23|3 Цар XIV:23]]: [[old:3ts:15:13|XV:13]]), и, по предписанию [[old:vtor:07:25|(Втор VII:25]]; [[old:vtor:12:03|XII:3)]], все это было сожжено, как нечистое, вне Иерусалима в долине (евр. шадмот "поля", 70-т и слав. оставляют без перевода: ἐν σαδημωθ, //в садимофе//) Кедрон, где уничтожены были предметы идолослужения при Асе [[old:3ts:15:13|(3 Цар XV:13)]] и Езекии [[old:2par:29:16|(2 Пар XXIX:16)]]. Но пепел сожженных идолов не должен был оставаться в долине Кедрон, поблизости к Иерусалиму: он отнесен был в Вефиль - для выражения решительного презрения и омерзения к этому средоточию противозаконного культа тельцов [[old:3ts:12:29|(3 Цар XII:29-33)]], послужившему началом и источником всех последующих отпадений Израиля в язычество. [<10>]