[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 23:17 ====== ===== Блаж. Августин ===== **и сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским** Из любви сердца человеческого, по причине которой //никто никогда не имел ненависти к своей плоти// [[new:ef:05:29|(Еф 5:29)]], если люди узнают, что после их смерти будет отсутствовать что-то из частей их единого тела, требуемого торжественным обрядом погребения по обычаям их родины или народа, то опечалятся. Ведь люди перед смертью опасаются за свои тела, в том числе и в отношении того, что после их смерти уже не имеет на них никакого воздействия. В соответствие сказанному мы найдем в Книге Царств упоминание о том, как Господь через одного пророка угрожает другому пророку, который не повиновался устам Господа, тем, что тело его не войдет в гробницу отцов его. Писание сообщает нам об этом следующими словами: //Так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды», тело твое не войдет в гробницу отцов твоих// [[old:3ts:13:21|(3 Цар 13:21-22)]]. Если мы задумаемся о тяжести этого наказания в свете слов евангельских, из которых явствует, что после смерти тела нет оснований опасаться страдания безжизненных его членов, то нам даже нет необходимости называть это наказанием. Но если мы примем во внимание благоговейное отношение человека к своей плоти, то поймем, насколько живой человек мог быть напуган и опечален такой участью, хотя бы мертвые члены его и не чувствовали. Ибо именно в такой мере хотел Господь наказать раба Своего, коль скоро не по своей строптивости тот пренебрег исполнением предостережения Господня, но по причине обмана со стороны другого человека ошибочно полагал себя послушным голосу Господа, в то время как сам Его ослушался. Не следует находить, что человека Божьего загрыз дикий зверь с тем, чтобы в наказание душа его была похищена тартаром, когда тот же самый лев, который был причиной его смерти, охранял его тело. И ведь даже вьючное животное, которое было с хозяином, бесстрашно продолжало стоять невредимым подле его мертвого тела в присутствии погубившего его ужасного хищного зверя. Этот удивительный образ из Писания открывает нам, что человек Божий скорее подвергся временному наказанию до своей смерти хотя бы и ценой его жизни, нежели чем наказанию после смерти. Не по этому ли поводу апостол Павел после упоминания об определенных немощах и болезнях и смертях многих говорит: //Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром// [[new:1kor:11:31|(1 Кор 11:31-32)]]. Предусмотрительно позаботился обманщик человека Божия захоронить его с почестями в своей усыпальнице. Он же распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время, по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит кощунственные алтари, возведенные перед статуями идолов. Он пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трёхсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который его обманул. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив душу свою обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их подле того, чью могилу никто не потревожит. //**О надлежащей заботе об умерших.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским** См. Толкование на [[old:4ts:23:15#lopuxin_ap|4 Цар. 23:15]] [<10>]