[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 24:17 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-20 **И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал Иоаким. Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего. И отложился Седекия от царя Вавилонского** //21 и последний царь иудейский - Матфания-Седекия// 20-й и последний царь Иудейский - Матфания, Навуходоносором переименованный в Седекию (евр. //Цидкийягу//), был дядей Иехонии, младшим сыном Иосии, рожденным от одной матери с Иоахазом (ср. [[old:4ts:24:18|ст. 18]] с [[old:4ts:23:31|XXIII:31-36]]; сн. [[old:ier:37:01|Иер XXXVII:1]]). Уже факт перемены имени Навуходоносором новому царю иудейскому (ср. [[old:4ts:23:24|XXIII:24]]) указывал, что царскую власть последний получил лишь под условием абсолютной вассальной зависимости от вавилонского царя; но Навуходоносор, кроме того, взял с Седекии клятву именем Бога, или присягу на верность себе [[old:2par:36:13|(2 Пар XXXVI:13]]; [[old:iez:17:13|Иез XVII:13)]]; клятву эту он, однако, впоследствии нарушил (год отложения его от вавилонского царя в библейском тексте не указан). Общее настроение и направление деятельности Седекии было небогоугодное ([[old:4ts:24:19|ст. 19]], ср. [[old:ier:37:03|Иер XXXVII:3]]); Иудейское царство, вследствие внутреннего разложения своего, готово было стать предметом и жертвой гнева Божия ([[old:4ts:24:20|ст. 20]], сн. [[old:4ts:24:03|ст. 3]]). По-видимому, с целью возвратить часть пленников иудейских из Вавилона, Седекия сначала посылал туда посольство ([[old:ier:29:03|Иер XXIX:3]] сл.), а затем в 4-м году царствования своего, вероятно, с тою же целью предпринимал путешествие туда [[old:ier:51:59|(Иер LI:59)]], но то и другое было тщетно. Между тем соседние племена - идумеяне, моавитяне, аммонитяне и финикияне задумали соединиться и совокупными силами сбросить иго Вавилона, к этому располагали и Седекию, приглашая вступить в свою коалицию [[old:ier:27:03|(Иер XXVII:3)]]. Решившись на это [[old:iez:21:20|(Иез XXI:20]], [[old:iez:21:28|28)]], вопреки увещаниям пророка Иеремии ([[old:ier:27:04|Иер XXVII:4]] сл.) и под влиянием и ободрением ложных пророков [[old:ier:28:start|Иер XXVIII гл.]], Седекия послал за помощью и союзом к египетскому фараону Офре (26-ой Саисской династии, в 589-570 гг.) ([[old:iez:17:15|Иез XVII:15]] и д.). Затем последовало открытое восстание Седекии против вавилонского царя, вызвавшее новый и роковой для Иудейского царства поход Навуходоносора на Иерусалим и Иудею [[old:4ts:25:01|(4 Цар XXV:1)]]. Рассказ 4 Кн. царств [[old:4ts:24:19|(XXIV:19)]]; [[old:4ts:25:start|XXV]] почти буквально сходен с последней LII главою книги пророка Иеремии, только в последней нет сообщения [[old:4ts:25:22|(4 Цар XXV:22-26)]], а в 4 Цар не имеется вычисления [[old:ier:52:28|(Иер LII:28-30)]]. Взаимное отношение этих параллельных повествований, священно-исторического и пророческого, вполне аналогично отношению между [[old:4ts:18:13|(4 Цар XVIII:13)]]-[[old:4ts:20:start|XX]] с одной стороны и Ис XXXVI-XXXIX с другой, т. е. каждое из параллельных повествований имело в основании своем общий источник - священную летопись событий, составленную кем-либо из современных пророков-историографов. [<10>]