[<10>] ====== Толкования на Аг. 1:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **сице глаголет Господь Вседержитель глаголя: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень** См. Толкование на [[old:ag:01:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Аг. 1:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: не пришло еще время, не время строить дом Господень** Тщательно размысли о том, что не Зоровавель и не Иисус говорят: «Еще не пришло время строить дом Господа», а народ, который находясь под властью царя Дария, еще не сбросил с себя ига рабства. И всегда содержащиеся в плену и удалившиеся из Иерусалима отлагают, замедляют дело построения храма и говорят: «Еще не пришло время для построения храма Господня». И ты, поэтому, когда видишь кого-либо удалившегося из [Иерусалима] – церкви, преданного сатане «во измождение плоти, чтобы дух был спасен» (1Кор.5:5), медлительно раздумывающим над тем, чтобы создать скромностью храм, который он прежде разорил бесстыдством похоти, скажи таковому: «Поистине и ты из числа пленников, и ты говоришь: Еще не пришло время для устроения храма Господу». Тому, кто однажды решил восстановить храм Господу, всякое время удобно для устроения: не могут ему препятствовать: ни владыка [мира] диавол, ни окружающие его враги, ни притворное благочестие родителей, детей, родственников: тотчас как только ты, обратившись к Богу, призовешь имя Его, Он скажет: Вот Я! //**Толкование на пророка Аггея.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **сице глаголет Господь вседержитель глаголя: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень** См. Толкование на [[old:ag:01:01#blzh_feodorit_kirskij|Аг. 1:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-4 **так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень". И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении** //Причина происшедшей остановки в постройке храме и несостоятельность этой причины// Ввиду того, что в качестве лиц, к которым обращена первая речь пророка, в ст. 1 названы только Зоровавель и Иисус, народ же не поименован, как поименован он (//шеерит гаам//, остаток народа) ниже в [[old:ag:02:02|II:2,]] некоторые комментаторы (Лей, Андре) полагали, что первая речь обращена исключительно к правителю Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, и к ним только относили высказанные в ней упреки в равнодушии к постройке храма. В действительности, и общий смысл речи, и некоторые частные черты ее говорят, что она направлена ко всему народу и заключает и упреки, и обвинение именно народу же: самое начало речи: "**народ сей говорит**..." (ст. 2) показывает, что пророк осуждает действия целого народа: упрек в заботливости об украшении собственных домов, пренебрежении о Доме Господнем (ст. 4) относится также к целым народным группам; главное же – те стихийные бедствия, которые, по словам пророка, поражали и еще имеют поражать народ в случае его косности (ст. 6, 9-11), как само собою понятно, могут относиться только ко всему народу, возвратившемуся в Палестину и поселившемуся в ней. Вина же Зоровавеля и Иисуса, если она вообще была, заключалась единственно в недостаточно энергичном понуждении ими народа к строительству. Вина эта была скорее косвенная, и при обвинении народа Зоровавель и Иисус скорее являлись свидетелями обвинения, чем обвиняемыми. "Тщательно размысли, – говорит блаж. Иероним, – о том, что не Зоровавель и не Иисус говорят: "**Еще не пришло время строить дом Господа**", а народ который, находясь под властью царя Дария, еще не сбросил с себя ига рабства" (с. 322). "Когда, – замечает блаж. Феодорит, – Иисус был архиереем и Зоровавель народоправителем, Бог пред ними, как бы пред некими судиями, обвиняет народ через пророка и говорит: сколько самого усиленного попечения прилагают они о домах своих, не только строят, но и украшают их, а дома Божия, ради которого все они участвуют в общем их спасении, не хотят строить, утверждая, что время не благоприятствует созиданию" (с. 59). Начальные слова речи: "**Так сказал Господь Саваоф**" (2а) весьма обычны в пророческом словоупотреблении, как вступительная формула при возвещении пророками Божественного откровения. Наиболее часто формула эта, именно с включением имени Саваоф, встречается, кроме пророка Аггея, еще у пророков: Исаии, Иеремии, Захарии, Малахии. Нужно, поэтому, отвергнуть мнение Марти, будто частым повторением упомянутой формулы пророк Аггей обнаруживает слабость или неясность сознания своего Божественного посланничества и желает придать своим словам Божественный авторитет, который в интенсивной степени присущ был древним пророкам (с. 382). Бесспорно, напротив, формула эта очень употребительна именно у прежних пророков, у которых, по предположению Марти, было особенно живо сознание своего посланничества от Бога. Сущность делаемого пророком от лица Иеговы народу упрека в ст. 2 и 4 состоит в указании того резкого контраста, какой создавался преувеличенною заботою народа о собственных частых жилищах и – полным небрежением к созданию храма, представлявшего зрелище запустения: сами иудеи, по крайней мере, богатейшие из них, обитали "в домах, украшенных и благоустроенных, и предназначенных не столько для удовлетворения нужд, сколько для роскоши, в то время, как жилище Божие, в котором было Святое Святых, херувимы и стол предложения хлебов: поливался дождями, загрязнялся от недостатка присмотра и подвергался действию палящих лучей солнца" (блаж. Иероним, с. 323). [<10>]