[<10>] ====== Толкования на Аг. 2:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф** См. Толкование на [[old:ag:02:08#svt_ioann_zlatoust|Аг. 2:8]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже восставити церковь сию** Итак, во время пришествия Спасителя нашего несравненно славнейший явился храм Божий, настолько лучше и превосходнее древнего, насколько, как об этом каждый может судить, отличается и подзаконное служение от Христова и евангельского, и истина от сеней. Впрочем почту должным сказать и еще вот что. Один и в одном Иерусалиме был древний храм и один народ составлял Израиль, совершавший в нем жертвы. Когда же Единородный стал подобен нам, Бог сый Господь и явися нам, – по Писаниям [[old:ps:117:02|(Пс. 117:2)]], тогда поднебесная уже наполнилась святыми домами и бесчисленными поклонниками, кои чтут Бога всяческих духовными жертвами и умными благовониями. Об этом, как полагаю, предвозвещено и устами Малахии, как бы от лица Бога: «//зане Царь велий Аз есмь, глаголет Господь, и имя Мое// прославися //во языцех//», //и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста//» [[old:mal:01:14|(Мал. 1:14]], [[old:mal:01:11|11)]]. Итак, несомненно, что слава последнего храма, то есть Церкви, будет больше. А что позаботившимся о созидании ее, как бы некое подаяние от Спасителя и дар с неба, будет дан Христос, мир всех, чрез коего «//приведении имамы в едином Дусе ко Отцу//» [[new:ef:02:18|(Еф. 2:18)]], это открываем в словах: «//дам мир на месте сем, и мир души в снабдение (приобретение) всякому зиждущему, еже восставити храм сей//». Сказал негде и Сам Христос: «//мир Мой даю вам//» [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]. И сколь это полезно для возлюбивших, о сем Павел учит в послании: «//мир Христов, превосходящий всякий ум, соблюдет сердца ваши и разумения ваши//» [[new:fil:04:07|(Фил. 4:7)]]. Умолял и премудрый Исаия, говоря: «//Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам//» [[old:is:26:12|(Ис. 26:12)]], так как раз удостоенным принять мир Христов, легко можно спасти свою душу и направить помыслы к совершению добродетели. Итак, всякому зиждущему дан будет, говорит, мир; ибо созидает ли кто Церковь и поставлен тайноводителем над домом Божиим, или же заботится о пользе своей собственной души, представляя себя как камень живой и духовный в храм святый и жилище Бога в духе [[new:1pet:02:05|(1 Пет. 2:5]]; [[new:ef:02:22|Еф. 2:22)]], – таковой конечно приобретет возможность легко спасти свою душу. //**Толкование на пророка Аггея.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя**. Ибо Слово приобщило [Себя] к естеству [человеческому] вторым общением, намного более необычным, чем первое, поскольку Оно сначала уделило [этому естеству] от лучшей [части Своей], а затем по Собственной воле восприняло худшее, дабы спасти образ [Свой], сделать плоть бессмертной и, соединившись с естеством [человеческим], полностью уничтожить слово змия, вновь восстановить это естество в изначальной чистоте, [свободной] от порока, и благодаря обожению соделать его еще более превосходным, чем первое творение. И поскольку [Слово] сделало [плоть] такой, какой она не являлась изначала, то Оно возвратило ей, [постоянно] текущей, то, что было утеряно, благодаря непреложности преградив путь новому падению, и исполнило в отношении нее силой [Своего] Вочеловечивания весь совет Бога и Отца. Ибо [Писание] гласит: //Руце// духовного Зоровавеля //основаша храм сей//, то есть человека, //и руце его совершат его// [[old:zah:04:09|(Зах. 4:9)]] – речь идет о прежнем творении [человека] и о возрождении его Словом по неизреченному единению. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф** См. Толкование на [[old:ag:02:01#blzh_ieronim_stridonskij|Аг. 2:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И велія будетъ слава храма сего послѣдняя паче первыя, глаголетъ Господь Вседержитель.** Пророкъ сказуетъ, что храмъ сей будетъ славнѣе, не по величинѣ, и красотѣ зданія, но потому, какъ истреблены будутъ языческіе народы; ибо съ разнесшеюся повсюду молвою открылось могущество Бога всяческихъ. Потому событіе сіе Пророкъ называетъ потрясеніемъ неба, земли и моря, такъ какъ всѣ приведены въ изумленіе, и чудомъ симъ побуждены къ пѣснопѣнію не только живущіе на сушѣ, но и мѣстомъ жительства избравшіе острова, а сверхъ того и невидимыя Силы, для которыхъ удобопроходимы эѳиръ и самое небо. **И на мѣстѣ семъ дамъ миръ, глаголетъ Господь Вседержитель, и миръ души въ снабдѣніе всякому зиждущему, еже возставити церковь сію.** Не только прекращу человѣческія брани, но дарую имъ и божественный миръ, который принесетъ спасеніе душамъ. Такова будетъ награда храмоздателямъ. Потомъ въ девятый мѣсяцъ Пророкъ пріемлетъ отъ Бога всяческихъ повелѣніе вопросить священниковъ: одежды, освященной священною жертвою, достаточно ли къ тому, чтобы освятить прикасающееся, напримѣръ или хлѣбъ, или вино, или елей, или что-либо подобное? И когда священники дали отрицательный отвѣтъ; снова повельно ему спросить: оскверняется ли одежда, коснувшаяся чего-нибудь нечистаго? А на утвердительный отвѣтъ священниковъ Пророку дано повелѣніе сказать слѣдующее: ===== Лопухин А.П. ===== **Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф** См. Толкование на [[old:ag:02:06#lopuxin_ap|Аг. 2:6]] [<10>]