[<10>] ====== Толкования на Аг. 2:20 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 20-22 **И бысть слово Господне вторицею ко Аггею пророку, в двадесять четвертый месяца, глаголя: рцы к Зоровавелю сыну Салафиилеву от колена Иудова, глаголя: Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею: и превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадники, и снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии на брата своего** От частных и сподручных деяний пророческое слово всегда почти делает переход к предметам всеобщим и главнейшим. Так, если когда делает упоминание об освобождении кого-либо, то часто переходит к освобождению чрез Христа. Нечто подобное и теперь являет нам слово пророческое, так как к прежде сказанному почитает необходимым присоединить и то, что служит уже тонким предуказанием, как бы в загадке и сени, на тайну Христову. Пророк посылается к Зоровавелю из колена Иудина сказать, что поколеблется небо, земля, также море и суша, – уничтожатся и престолы царей. И премудрый Павел, отдавшись созерцанию предложенного пророчества, выражение «поколеблется», говорит, указывает на то, что будет преложение колеблемого, дабы осталось непоколебимое [[new:evr:12:26|(Евр.12:26]][[new:evr:12:27|-27)]]. И чрез Него все стало новым [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]], очевидно твердым, непоколебимым и постоянным. Итак, замечай благоустроение слова пророческого. Возвестив им удивительное благоплодие и обещав доставлять в изобилии все для их радования и удовольствия, тотчас же присоединил и указание на благоплодное время истины, очевидно на обильное от Бога подаяние духовного благословения. Я поколебал, говорит, поднебесную, когда выводил Израиля из земли Египетской. Но поколеблю и еще, то есть славным и известным для всех жителей земли соделаю его (Израиля), как бы подвергая все потрясению. И низложив престолы царей, уничтожу всю их силу, и как бы у витязей каких, объезжающих всю поднебесную, отниму у них жестоковластие над всеми, воздвигну других витязей и воинов, обнажающих меч против рода своего и братьев своих. Этими словами, кажется, указывает на низверженные могуществом Спасителя нашего лукавые и вражьи силы, начала и власти, над коими восторжествовал крестом Своим и, лишив их жестоковластия над всеми, оказал помощь угнетенным, нам очевидно [[new:1kor:15:24|(1Кор.15:24]]; [[new:kol:02:15|Кол. 2:15)]]. Так и святая и непорочная Дева, когда еще имела Христа в чреве своем, исполнившись святого Духа в душе своей, предвозвестила, сказав так: «//низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя//» [[new:lk:01:52|(Лк. 1:52)]]. Итак, низвержены властелины и пали с престолов своих. Впрочем благодеяния пришествия Спасителя нашего не оканчиваются на этом. Но воздвигнут еще некий сонм витязей, мужи воительные, опытные в войне, умеющие предводительствовать и мужественно противостоящие злобе дьявола. Эти же божественные ученики были также и теми, кои обнажали мысленно меч духа, то есть слово тайноводства, живое, действенное и проницательнейшее [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]], – выходили против всякого человека и против рода, и против братьев, не до смерти поражая, но уничтожая в них невежество, – как бы умерщвляя для мира и заставляя умереть для грехов, дабы жили для Бога, возлюбив достославную и непорочную жизнь, очевидно евангельскую. А что из-за любви ко Христу должны были сыны противиться отцам, дочери матерям, братья братьям, можно ли сомневаться в этом, когда Спаситель ясно сказал: «//приидох разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою: и невесту на свекровь свою: и врази человеку домашнии его//» [[new:mf:10:35|(Мф. 10:35]][[new:mf:10:36|-36)]]. Враги – поскольку держались других мыслей, но вскоре и друзья – в единодушии веры и в единстве духа любви во Христе. //**Толкование на пророка Аггея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20–23 **И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф** У LXX прибавлено [после: небо и землю], море и сушу и нет слов: сокрушу крепость царства язычников, – что более полно познается [или: будет узнано] из чтения их. – Необходимо заметить, что в тот же самый день, – двадцать четвертый девятого месяца, – но без указания месяца, – ибо пророчествовали [или: было пророчество] о пришествии Христа и о царстве Его, – было слово Господне к Аггею во второй раз, и не в руке его, как прежде, и не к пророку Аггею, как в четвертом видении, но просто к Аггею, т. е. торжествующему праздники Господа, ибо он провозвещает и созерцает не Имеющего придти, но уже Идущего. И как //Авраам увидел день Христа и возрадовался// [[new:in:08:56|(Ин. 8:56)]], и как Иоанн перстом указал Агнца Божия [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]]; так и этот, видя царство Сына Божия имеет в себе все торжества. Касательно этого места у весьма многих мы находим различные понимания. Одни относят это к первому пришествию [Христа], другие ко второму, когда Он имеет придти [или: будет] во всей славе величия Своего. Мы относим это и к первому, и ко второму пришествию, ибо и тогда Он царствовал, когда пришел, и потом будет царствовать. При этом, если мы захотим понимать это в отношении к концу мира, то скажем, что Апостол говорит Коринфянам: //Должно разрушить всякое начальство и власть, и силу, чтобы был Бог для всех все// [[new:1kor:15:start|(1Кор. 15:24–28)]]. А так как пророчествуется нечто глубоко таинственное, относящееся к концу жизни всего, то Аггею повелено сказать слово одному только Зоровавелю, которого мы уже изобразили, как прообраз Спасителя по его происхождению от семени Давидова. Итак ему говорится о том, что будет в конце: пройдет мимо образ внешнего мира и будет небо новое и земля новая; и подвигнет Господь небо и землю, и ниспровергнет всякое начальство власть и силу, и рассеет царей //царей// или, как в Еврейском: царств, и погубит всю силу вражию, чтобы даже тем, которые прежде царствовали и имели под своим владычеством народы, помогло сокрушение их власти и чтобы по рассеянии всех стремлений к насилию, наступил мир; это и обозначают слова: и ниспровергу колесницу, или колесницы и всадников их, и будут сброшены кони и всадники их. А чтобы вы знали, что ниспровержение колесниц и падение коней обозначает сказанное нами, посмотрите, как говорится о Христе у Захарии: //придет царь кроткий, восходящий на подъяремную и молодого осленка и рассеет колесницы Ефремовы// [[old:zah:09:09|(Зах. 9:9]]–[[old:zah:09:10|10)]] и конницу Иерусалимскую, так что будет одно стадо и один Пастырь и оба отряда воинов, как из иудеев, так и из язычников, будут под управлением мирного Пастыря; а чтобы истребить все развращенное, каждый восстанет с мечом против брата своего, отсевая все враждебное (я думаю, что это есть острейшее слово учения, рассекающее все развращенное). Но конец всего этого самый лучший. А именно: по ниспровержении престолов, и низложении силы царствующих и колесниц, и коней, и всадников, вью день тот, говорит Господь Всемогущий, Я приму тебя, раба Моего, Зоровавель, сын Салафииля. Рабом он называется по телу человеческому, так как тогда и Сын покорится Подчинившему Себе всё, и сам Покорявшийся будет видим в покоренных. А когда эго исполнится, то Бог положит Его как бы печать в руке Своей; ибо //Его запечатлел Бог Отец// [[new:in:06:27|(Ин. 6:27)]]. Он есть образ Бога невидимого и обнаружение сущности Его. Так что кто уверует в Бога, тот будет запечатлен как бы сею печатью. Умоляю тебя, читатель, чтобы ты был снисходителен к тому, который писал столь быстро и не искал в выражениях красоты и изящества, которые я утратил во время столь продолжительного изучения Еврейского языка, хотя Алекто [критик мой] всегда объявляет меня ребячествующим и бессловесным. Ему я скажу: //Господь даст слово благовествующему// [и] //силу многую// [[old:ps:067:12|(Пс.67:12)]]. //**Толкование на пророка Аггея.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф** //Четвертая речь - обращение к Зоровавелю, как потомку дома Давидова и носителю данных этому дому обетований// Относительно четвертой речи пророка, обращенной собственно к одному Зоровавелю, но по содержанию своему представляющей воспроизведение существенной части второй речи ([[old:ag:02:01|II:1-9]], собственно [[old:ag:02:06|ст. 6-9]]), в экзегетике ставится, главным образом, два вопроса: 1) почему и в каком смысле пророчество, составляющее раскрытие пророчества [[old:ag:02:06|II:6]] и прежде данное всему народу, теперь сообщается одному Зоровавелю? и 2) какой смысл имеет обетование Божие, Зоровавелю хранить или держать его как перстень или печать? Первый вопрос некоторыми новыми историками-библеистами (Штаде, Велльгаузен) решается в том смысле, что вся четвертая речь есть выражение политических и мессианских чаяний иудейского народа, сосредоточившихся после плена на Зоровавеле, как представителе общины и отпрыске царского рода Давида, – чаяний, оживившихся, будто бы, благодаря постройке храма или же под влиянием революционных движений в персидской империи, возбудивших в подчиненных Персии народностях надежды на скорый распад Персии и на освобождение их от ее ига. Но наличность в иудеях данного времени такого рода надежд и чаяний не подтверждается ни библейскими, ни вне библейскими источниками. Книга же пророка Аггея достаточно ясно свидетельствует, что современные пророку иудеи не только не питали указанного рода смелых надежд и политических тенденций, но и были глубоко подавлены разного рода неудачами и бедствиями до полной почти потери веры в себя, в свою силу, даже в непреложность завета их с Богом и обетований, данных народу Божию Иеговою (ср. [[old:ag:02:04|II:4-6]]): в частности же, 4-я речь своим утешительным, ободрительным тоном свидетельствует об угнетенном, подавленном настроении Зоровавеля, а в лице его всего народа. Несомненная связь 4-ой речи со второю, особенно со ст. 6-9, показывает, напротив, что сказанное ранее народу теперь повторяется Зоровавелю, – очевидно, в разъяснение возможных недоумений, – именно как члену царского дома Давида, которому с потомством его были некогда даны высокие, вечного значения обетования ([[old:2ts:07:13|2 Цар VII:13,]] [[old:2ts:07:15|15]], [[old:2ts:07:18|18;]] [[old:ps:088:28|Пс LXXXVIII:28]] и др.). С этим вместе мы подходим к решению и вопроса, в каком смысле обещается Зоровавелю, [[old:ag:02:23|ст. 23]], что Бог будет хранить его как перстень – печать. Аналогия других библейских мест, где говорится о перстне (напр., [[old:ier:22:24|Иер XXII:24;]] [[old:pp:08:06|Песн VIII:6;]] [[old:prsir:17:18|Сир XVII:18]]) бесспорно подтверждает, что здесь [[old:ag:02:23|(ст. 23)]] говорится об особенном, благодатном охранении Промыслом Божиим Зоровавеля, и именно не столько лично его, а как представителя Богоизбранного царского рода Давидова, из которого имел произойти Мессия. На такой типологический смысл пророчества указывает и сохраненное Иисусом, сыном Сираха, воспоминание о пророчестве Аггея о Зоровавеле: //"Как возвеличим Зоровавеля? И он – как перстень на правой руке!"// [[old:prsir:49:13|(Сир XLIX:13)]]. То, что в [[old:ag:02:22|Агг II:22-23]], усвояется Зоровавелю, в истинном смысле принадлежит великому потомку Зоровавеля – Божественному Рабу Иеговы – Христу Спасителю (ср. [[old:1par:03:16|1 Пар III:16-19]]; [[new:mf:01:12|Мф I:12-13;]] [[new:lk:01:27|Лк I:27]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]