[<10>] ====== Толкования на Ам. 2:7 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое** Например: в законах этих не написано, что отцу с сыном не должно иметь одной наложницы, но у пророка ставится это в великое преступление. Ибо он говорит: **даже отец и сын ходят к одной женщине** (Ам 2:7). Но о скольких других родах нечистых страстей, какие изобретены в училище демонов, умолчало Божественное Писание, чтобы святость свою не осквернить именованиями гнусных пороков, и предало осуждению эти нечистоты родовыми их названиями? Так и апостол Павел говорит: //а блуд, и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым// ([[new:ef:05:03|Еф 5:3]]), - именем нечистоты означая все бесстыдные дела как мужчин, так и женщин. Поэтому молчание Писания вовсе не делает ненаказанным сластолюбца. **//Письма.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ходящих на прасе земнем, и бияху пястию во главы убогих, и путь смиренных совращаху: и сын и отец его влазяста ко единей рабыни, яко да осквернят имя Бога своего** **И бияху пястию во главы убогих.** Упрекает их и прямо обвиняет в том, что по властолюбию и корыстолюбию они были нечестивы и не милосерды и обыкновенно несправедливы в отношении к тем, о которых напротив достойно было иметь попечение, которых следовало почитать и у которых подобало приобретать расположение оказываемою по любви помощию, терзая несносными и горькими скорбями обремененных бедностью. Но то, что делается им, Господь наш относит к своему собственному лицу. Посему безмерно оскорбляем самого Бога, притесняя слабого и **бия** смиренного **пястьми**, как написано, причиняя скорби угнетенным бедностью, тогда как напротив следовало простирать им руку взаимной любви; ибо //«нищета»//, говорит, //«мужа смиряет: руце же мужественных обогащаются»// [[old:pr:10:04|(Прит.10:4)]]. Негде и ученик Христов пишет: //«вера чиста и не скверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира»// [[new:iak:01:27|(Иак.1:27)]]. **И путь смиренных совращаху.** Можешь понимать это двояко. Или здесь он говорит о том, что они были чрезвычайно надменны и дошли до такой степени богоненавистной гордости, что презирают и братьев, если они не окружены богатством и не обладают блестящей обстановкой, и гнушаются как бы ходить по одному пути с теми, которые не очень упражняли страсть любостяжания и которые смиренны и удаляют от себя суетное волнение жизни. Или же говорит о том, что будучи наставниками и вождями народа, они увлекали с прямого пути более слабых людей или смиренных, то есть тех, которые сами по себе не могли иметь точного познания о полезном, напротив усердно следовали словам своих наставников. А таких людей весьма много: ибо такие живут беззаботно и в простоте и привязаны бывают к словам и наставлениям своих учителей, и какой путь научились считать хорошим, к тому и питают сильную привязанность. Итак, мудрые и боголюбивые из призванных к учительству указывают прямой путь, идущие которым проводят угодную Богу жизнь. А те, которые своими помышлениями далеки от божественного закона, совращают путь смиренных, отторгая их от справедливого и истинно делающего (так поступил Иеровоам, склонивший Израильтян поклоняться рукотворенным телицам) и удаляя от пути к правде и добру, говорю, от преданности истинному Богу. Совращают пути смиренных и те, которые не отвращаются (не остерегаются) человеку с детским умом говорить: иди с нами, прими участие в крови неправедной. Совращают путь смиренных и те, которые своевольно извращают правильность церковных догматов и ум более простодушных людей увлекают на ложную и превратную стезю; ибо у них нет ничего правильного, напротив только превратные и безобразные выражения и сочетания слов, исполненные и нечестия и невежества. **И сын и отец его влазяста ко единой рабыне, яко да осквернят имя Бога своего.** Опять обвиняет их в необузданном и достойном порицания сладострастии, и на одном этом грехе показал, что они презрели всякое благочиние. Хотя они и должны бы были мужественно бороться со страстями и преодолевать постыдное и нечистое сладострастие, сами обладая уменьем пресекать похоти и запрещать плотские пожелания и других склоняя обуздывать свирепствующий в наших членах закон: но они пренебрегали славною добродетелию и уступали своим плотским страстям. Потом не служит ли некоторым признаком мудрости – даже и в постыдных делах предпочитать более лучшее? Самым, гнусным грехом надо признать то, когда сын входит на ложе отца и отец чувствует беззаконное стремление к ложу своего сына и решается на самом деле совершить эту гнусность, что и без закона, данного Моисеем, сама природа признает постыдным и осуждает как достойное негодования. Посему Рувим, осквернивший отцовское ложе, совершил великое преступление. И Павел сильно негодовал на подобное же преступление, совершенное у Коринфян. Он пишет им: //«отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яко некоему имети жену отчую»// [[new:1kor:05:01|(1Кор.5:1)]]. Однако на этом не останавливается его негодование, но совершившего такое преступление предал сатане //«во измождение плоти»// [[new:1kor:05:05|(1Кор.5:5)]]. Итак, виновные в таких страстях позорят имя Бога своего. Мы утверждаем даже, что скверну и нечистоту они усвояли божественной природе. Как это и почему? Они (своим поведением) делают то, что злословится Бог всяческих, как владыка нечистых людей. Посему негде и сказал Иудеям: //«вас ради имя Мое хулится во языцех»// [[old:is:52:05|(Ис.52:5)]]; ибо как о живущих праведно говорится, что они святят Бога; так можно думать, что преданные нечистой и бесславной жизни хулят Его [[new:mf:06:09|(Мф.6:9]]; [[new:1pet:03:15|1Пет.3:15)]]. См. также Толкование на [[old:am:02:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ам. 2:6]] **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И убогих на сапозех ходящих на прасе земном. И путь смиренных совращут.** Или сами бедные, по причине голода и наготы, добровольно отдавались в рабство, а богатые обращались с ними, как с настоящими купленными рабами. Или как Тиряне и Сидоняне отдавали отроков в мзду блудницам и за вино: так Евреи, по слову Пророка, продавали бедных Евреев, сограждан своих, за сапоги, которыми попирается прах земной, как за ничтожную цену; ибо ничтожна цена сапогов и низко употребление их. Если же за сапоги продавали бедных, то тем с большею жадностью отнимали у них сапоги, когда находили их обутыми. **И путь смиренных совращаху**, или принуждали их переменять свои мысли, или препятствовали приводить в исполнение свои мысли и желания. **И сын и отец его влазяста** к любодейце; то есть в субботу, пользуясь покоем, отец и сын ходят в блудилище, **да осквернавят святое имя Мое** делами своими. Или, поелику во всех городах сооружались идольские капища, и при оных были блудницы; то, видя их, отцы вместе с сыновьями предавались непотребству. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое** См. Толкование на [[old:am:02:06#blzh_ieronim_stridonskij|Ам. 2:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое** //Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных//: пророк выражает мысль о крайнем притеснении бедных, когда все - и правда, и честь, и имущество, - как бы втаптывалось в землю (Юнгеров). В слав. т. по пер LXX начало ст. 7 передается несколько иначе: //"ходящих на прасе земнем// (согласно с предшеств. //"на сапозех"//), //и бияху пястию во главы убогих"//. - //Путь кротких извращают//, т. е. наполняют скорбями и бедствиям жизненный путь беззащитных (= кротких) людей. - //Даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить имя Мое//: некоторые комментаторы (Велльг., Новак) полагают, что пророк говорит о блудницах, имевших отношение к культу (гиеродулах). Но образ выражений пророка (ср. [[old:ier:34:06|Иер XXXIV:6]]) не дает основания для такого понимания. Пророк, вероятно, говорит о разврате вообще. Евр. hannaarah (к женщине) можно понимать в смысле служанка, рабыня, принадлежащая дому (Гоонакер). Тогда в приведенных словах можно находить продолжение мысли о притеснении сильными слабых. [<10>]