[<10>] ====== Толкования на Ам. 3:12 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Так говорит Господь: как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе** Поэтому, если остается еще тебе какая-нибудь надежда спасения, если есть в тебе малое какое-нибудь памятование о Боге и какое-либо желание будущих благ, и какой ни есть страх наказаний, соблюдаемых нераскаянным, то отрезвись скорее, возведи очи свои к небу, приди в чувство, отстань от лукавства своего, стряхни опьянение, в котором ты теперь, воспротивься тому, кто довел тебя до падения. Укрепись, чтобы встать с земли. Вспомни доброго Пастыря, Который, идя за тобою вслед, **освобождает тебя, хотя бы оставались только две голени или часть уха** (Ам 3:12). Отскочи от нанесшего тебе рану. Вспомни щедроты Бога, Который врачует елеем и вином. Не теряй надежды спасения. Приведи себе на память написанное, //что разве, упав, не встают, и совратившись с дороги, не возвращаются// ([[old:ier:08:04|Иер 8:4]])? Пораженный врачуется, уловленный зверями спасается, исповедающийся не бывает отвергнут, ибо Господь не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил ([[old:iez:33:11|Иез 33:11]]). Не предавайся нерадению, как впадший в глубину зол. **//Письма.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сия глаголет Господь: якоже пастух, егда исторгнет от уст львовых две голени, или обушие уха, тако исторгнутся сынове Израилевы живущии в Самарии прямо племене и в Дамасце** Рассмотри всесторонне (сии слова) и ты очень удивишься предусмотрительности пророчества. Поелику Израиль не совсем погиб, но спасся останок его, по слову Исаии; то дабы не показалось, что истина говорит ложь, постоянно к предсказаниям о бедствиях присовокупляет сострадательное милосердие. Как по насыщении льва, говорит, и по съедении им пойманного животного, все таки остаются незначительные остатки, две голени, напр., или часть уха, и пастухи с плачем собирают их; так будет и с сынами Израилевыми, живущими в Самарии и обитающими в Дамаске, прямо племене, то есть, враждебно настроенными и всегда восстающими против колена Иудина. Жители Самарии были побеждены и подверглись разорению со стороны врагов и после войны, истребившей как бы всех, уцелели весьма немногие и в стране остались только трупы умерших. Или же и другим образом они была исторгнуты как бы из пасти льва. Отведенные в Ассирию, но освобожденные в известное время из плена, они возвратились в отечество не все, но именно незначительные останки из отведенных туда. А что Дамаск некогда взял Ассириянин Феглафалассар и жителей его переселил в свою землю; это, как я думаю, известно всякому. Ведь он, как написано в четвертой книге Царств, был некогда призван на помощь царем Иудейским, когда против него восстал Факей, сын Ромелиин, царь Израильский и Раасон, царь Сирийский. Пришедши (Феглафалассар) умертвил Раасона и взял самый Дамаск. Если же кто захочет отнести смысл изъясняемых слов вообще ко всем людям: то не удалится от цели. Размышляя об этом, он может вполне справедливо прийти к той мысли, что сатана похищал и пожирал живущих на земле и – ужаснее, чем даже звери; но явился и спас нас Пастырь добрый, душу свою положивший за овцы, исторг нас, как оставленных в живых, так и умерших, как говорит Псалмопевец: //«членовная львов сокрушил есть Господь»// [[old:ps:057:07|(Пс.57:7)]] и как Павел говорит: //«умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает»// [[new:rim:14:09|(Рим.14:9)]]. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Якоже пастух, егда исторгнет от уст львовых две голени, или обушие уха, тако исторгнутся сынове израилевы, живущии в Самарии**, жезлом внезапно. Число жителей Самарии умалено будет жезлом Ассириян, который поразит вас внезапно. ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Зная, что совершаемый тобой надзор и управление душами является искусством из искусств и наукой из наук, согласно Григорию Богослову (Слово защитительное), не предавайся нерадению: //«Проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением»// ([[old:ier:48:10|Иер. 48, 10)]]. Но подражай тому пастырю, который спешит исторгнуть из уст льва не только целую овцу, но, если случится, и две голени, или кусок уха, как говорит Амос: **«Якоже пастух, егда исторгнет от уст львовых две голени, или обушие уха, тако исторгнутся сынове Израилевы»**. Так и ты, духовник, насколько возможно для тебя, предпринимай тысячи способов, чтобы исторгнуть бедных грешников из уст мысленного льва, то есть диавола, даже если они как бы прогнили от греха насквозь и пришли в отчаяние. Как заповедует тебе Иоанн Лествичник: «Внимай сему, возлюбленный отче, и все твое старание и любовь, горячность, прилежание и моление к Богу покажи о далеко заблуждших и сокрушенных. Ибо где тяжки недуги, и злокачественны язвы и струпы, там без сомнения и награду великую дают врачующим» (Слово к пастырю 13, 10). //**Руководство к исповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так говорит Господь: как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе** В начале Амоса, объясняя слова: //Господь возгремит// (rugiet) //с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплакали прекрасные пажити пастухов, и изсохла вершина Кармила// [[old:am:01:02|(Ам. 1:2)]], мы сказали, что он пользовался выражениями, свойственными его занятию, и так как пастух не знает ничего более страшного, нежели лев, то он сравнивает гнев Господень со львами. Подобным образом и теперь он берет пример из того, что часто видал, и говорит, что малые остатки десяти колен таким же образом будут исторгнуты от рук ассириян, как пастух вырывает две голени или край уха из пасти льва, пожравшего все члены [овцы]. Представив пример для сравнения, он говорит, что таким же образом будут исторгнуты сыны Израилевы, то есть десять колен, жившие в Самарии в углу постели и на ложе Дамаска. Это, по моему мнению, так следует объяснять: мы читаем у Исаии [[old:is:07:start|(гл. 7)]], что Расин, царь арамский, то есть сирийский, царствовавший в Дамаске, и Факей, сын Ромелиин, царь Израильский, вступив в союз между собою, пошли войною против Иудеи. Относительно их Господь повелевает Ахазу, царю иудейскому и Иерусалимскому не бояться этих двух полусожженных головней, указывая ему, как на знамение полного освобождения, на то, что Дева зачнет и родит. Таким образом сыны Самарии живут в стране и углу постели, покоясь на помощи сириян и обнадеживая себя победою на ложе Дамаска, так что как тот, кто утомлен, подкрепляет себя в постели, так и они подкрепляли ослабевшие силы помощию соседнего народа. Поэтому у того же Исаии говорится, как образ (реr typum) будущего, что родится дитя, которое прежде, нежели будет уметь называть отца и мать, получит добычу Cамарии и силу Дамаска [[old:is:08:start|(Ис. гл. 8)]], то есть тех, которые соединенными силами воевали против Иерусалима. Вместо **угла постели и ложа Дамаска** LХХ перевели: **против колена и в Дамаске**, чтобы мы в переносном смысле разумели под коленом Иуду, а под Дамаском призванных язычников; из них образовалось одно стадо Господне, овец которого часто растерзывают лютые львы, и из пасти их едва исторгаются две голени или край уха. Голень указывает на путь учений, а ухо на таинственное значение слов. Поэтому и апостолам повелевается ходить босыми ногами, без обуви и без всего, сделанного из кожи мертвого животного [[new:mf:10:start|(Мф. гл. 10)]]. И верующим говорится: //имеяй ушы слышати да слышит// [[new:lk:08:08|(Лк. 8:8)]]. Также в Апокалипсисе Иоанна мы читаем: //имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам// [[new:otkr:02:07|(Откр. 2:7)]], и яснее у пророка говорится: //примите слова ваши в уши сердца нашего//. Этот путь как еретики, так учители их, демоны, стараются заградить и опутать сетями, чтобы мы пали на пути, который есть Христос. Но приходит член церкви, человек Божий, //Сампсон//, означающий //солнце//, и убивает льва; сошедши в ров преисподний, освежающий воды во время снега, бури и дождя, он удушает льва, чтобы мы твердою ногою могли следовать за Господом и внимательными ушами слушать слова Его. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь: как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе** Образно пророк выражает мысль, что от суда Божия уцелеет только жалкий остаток. Образ заимствован из [[old:ish:22:12|Исх XXII:12]]. - //Сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе//, реаth mittach, угол ложа (= постели), самое почетное место во время пира. LXX пунктировали mittach (ложе) как mateh колено, племя, fulh; отсюда, в слав. вместо рус. //в углу постели// читается: //"прямо племене"//. Упоминание в конце [[old:am:03:12|ст. 12-го]] о Дамаске (ubidemeschek ares, рус. //"в Дамаске на ложе"//) возбуждает недоумение. Речь идет о жителях Самарии. Почему они называются "сидящими в Дамаске"? Ввиду трудности удержать в [[old:am:03:12|ст. 12]] название города Дамаска, многие комментаторы считают domeschek наименованием не города, а особой материи (дама) или принимают в общем смысле - искусное, причудливой Дамасской работы (Юнгеров). - Конец [[old:am:03:12|ст. 12-го]] в таком случае получает вид: возлежащие в Самарии на углу ложа и на дамасском одре (Юнгеров) или: возлежащие - "на дама одров" (Гоонакер). Но многим комментаторам (Велльг., Новак, Драйвер) представляется весьма сомнительным, чтоб известная драгоценная материя уже во время Амоса известна была евреям под именем demeschek. Поэтому они предлагают различные корректуры слова demeschek: Гретц и Новак - bassemichah, на ковре (ложа); Дум и Марти - dabbescheth. Гоонакер, понимая demeschek в смысле названия города Дамаска, предлагает вместо имени Самарии читать название Аскалона. По мнению Гоонакера, говоря о вельможах Самарии пророк не назвал бы их "сыны Израилевы", - термином обозначающим весь народ. Поэтому, слова //сидящие в Самарии// и д. не являются пояснением //к словам сыны Израилевы//, а начинают собою новую мысль, выражаемую в [[old:am:03:13|ст. 13]]. В [[old:am:03:13|ст. 13]] пророк призывает "свидетельствовать дому Иакова", - очевидно, приглашает, как и в [[old:am:03:09|ст. 9-м]], соседние народы. Отсюда понятно упоминание о сидящих в Дамаске (demeschek); а вместо названия Самарии естественно ожидать название какого-либо соседнего языческого города. По мнению Гоонакера, при древнем шрифте смешение Самарии и Аскалона не недопустимо. [<10>]