[<10>] ====== Толкования на Ам. 4:4 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Идите в Вефиль - и грешите, в Галгал - и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня** Для истинного торжества души недостаточно одних принятых таинств нашего Искупителя, если к этому не присовокупляются еще и добрые дела. Ибо что за польза устами принимать Тело и Кровь Его, а развращенными нравами поступать напротив Ему? Поэтому к снедению хорошо еще присовокупляется: //с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его// ([[old:ish:12:08|Исх 12:8]]). Потому что опресноки снедает тот, кто упражняется в добрых делах без тщеславия, кто исполняет заповеди о милосердии без примеси греха, дабы неправо не похищать того, что право раздает. И эту закваску греха примешивали к доброму своему деланию те, которым Господь с упреком говорил голосом пророка: **идите в Вефиль - и грешите** (Ам 4:4). И несколько после: //приносите в жертву благодарения квасное// ([[old:am:04:05|Ам 4:5]]). Ибо от заквашенного приносит жертву хвалы тот, кто приготовляет жертвоприношение Богу из грабительства. **//Гомилии на Евангелия.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Внидосте в Вефиль и беззаконновасте, и в Галгалех умножисте еже нечествовати** За наказаниями немедленно ставит прегрешения и целесообразно рядом с извещениями о несчастиях предлагает ясное указание нечестивых деяний, чтобы кто не упрекнул и не стал бы обвинять Бога в том, что он назначил Израильтянам наказание более жестокое, чем подобало. Вот, говорит, придет на вас то-то и то-то. А за что придет на них, о сем восклицает: **внидосте в Вефиль, и беззаконновасте**. Здесь воздвиг золотую телицу богоненавистный Иеровоам. Там вы будете изобличены в ужасных и гнусных беззакониях. Именно: Я узаконил чрез Моисея: не делай себе //«богов златых и богов сребряных»// [[old:ish:20:23|(Исх.20:23)]] и Господу твоему поклонишися, //«и тому единому послужиши»// [[old:vtor:06:13|(Втор.6:13)]]: а вы, насмехаясь над законом Моим, поклонились, говорит, делам рук своих и, видя золотую телицу и бездушное вещество, равнодушно сносили, когда изобретатель заблуждения говорил: //«се, бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския»// [[old:3ts:12:28|(3Цар.12:28)]]. Но самое большее нечестие учинил в Галгалах. Это – город за рекою Иорданом, имевший ужасную склонность к отступлению. О нем-то Бог всяческих сказал: //«вся злобы их в Галгалех, яко тамо их возненавидех за злобы начинаний их»// [[old:os:09:15|(Ос.9:15)]], как говорит и приточник: //«пред очима бо суть Божиима путие мужа, вся же течения его назирает»// [[old:pr:05:21|(Прит.5:21)]], и старающихся идти прямо принимает, а сходящего с прямой дороги и стремящегося идти куда не следует отвергает. Ст. 4-5 **И принесосте заутра требы вашя, в треденство десятины вашя. И прочтоша извне закон, и призваша исповедание: возвестите, яко сия возлюбиша сынове Израилевы, глаголет Господь** По истине страшно и нечестиво, даже до крайней степени, иметь дерзость подделывать (т. е. не воздавать) славу Богу и обращать на чествование идолов то, что приличествует только Ему единому, потому что навыкшие так поступать, низвергают, насколько это относится к ним самим, божественное и вышнее естество с приличествующих ему только одному престолов, низводят с священных седалищ и как бы помещают на них нечистых демонов. Мы найдем, что в столь ужасных преступлениях повинным оказался безрассудный Израиль. Так, Бог всяческих в одном месте постановляет чрез Моисея, что им должно ежедневно приносить в жертву в святой скинии двух агнцев, одного утром, другого вечером [[old:ish:29:38|(Исх.29:38–39)]], указуя в гаданиях и образах как бы на постоянство и непрестанность благоухания церкви, очевидно духовного. Кроме того в другом месте узаконил: //«в три времена лета да явится всяк мужеск пол твой»// пред лицом Моим [[old:ish:23:17|(Исх.23:17]],[[old:ish:34:23|34:23]]; [[old:vtor:16:16|Втор.16:16)]], и в эти три определенные законом срока они приносили десятины, начатки с полей, жертвы, благодарственные дары, ибо написано: //«да не явишися тощ»// пред лицом Моим [[old:vtor:16:16|(Втор.16:16)]]. Но они, столь правильно установленное чрез Моисея сами обращая на прославление идолов, в их капищах приносили утренние жертвы, а в треденство представляли и десятины свои. Треденством называет три дня в году, в которые весь мужеский пол должен был приходить пред лице Божие. На этом не остановилось нечестие Израильтян: но и **прочтоша извне закон**, то есть почтили закон иноплеменных, вменяя ни во что (закон) Божий: приносили по известным временам жертвы в идольских капищах и с величайшим старанием наблюдали обычные у них празднества. Или Он говорит вот что: учрежденное для Моего прославления они усвоили внешним и Мой храм посвятили идолам, принося им по отеческому обычаю жертвы и в треденство отделяя им десятины. **И призваша исповедание. Призваша** – указывает на то, что они дали обет, то есть обещали; а исповедания суть соответствующие закону доброхотные дары, которые каждый по своему желанию приносит Богу. Затем возглашает к священникам: **возвестите и засвидетельствуйте, яко сия возлюбиша сынове Израилевы**, то есть: не только однажды дерзнули, но и возлюбили, конечно возненавидев Божие, ибо должно держаться одного направления, потому что пред Богом великое значение имеет не хромать и не уклоняться постоянно то туда, то сюда; и Сам Спаситель свидетельствует, говоря: //«никтоже может двема господинома работати»// и прочее [[new:mf:06:24|(Мф.6:24)]]. Но тяжелее всего установленное для славы Божией отвращать на другое и других удостаивать принадлежащей Ему чести, ибо это свойственно и исключительно принадлежит Богу и не приличествует никому другому кроме Его одного. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Принесосте заутра требы ваша, в треденство десятины ваша.** При всем этом усердии к служению боги ваши не в состоянии подать вам помощь. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-6 **Идите в Вефиль - и грешите, в Галгал - и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня. Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь** Сначала положим историческое основание. Твое пленение, несчастный Израиль, уже близко; уже приближается ассирийское войско: делай, что угодно, – совершай беззакония, свободно блудодействуй с идолами, и чем более ты будешь бесстыдным, тем более в твоих страданиях обнаружится справедливость Моего определения. **Идите**, говорит, **в Вефиль**, в котором вы поставили золотого тельца, и поступайте беззаконно в отношении в Богу. Идите в Галгал, место идолослужения, о котором Я чрез Осию сказал: //вся злобы их в Галгалех// [[old:os:09:15|(Ос. 9:15)]]; и еще у него же: //тщетно они в Галгале приносили жертвы тельцам// [[old:os:12:11|(гл. 12, ст. 11)]]. И когда вы придете в Галгал, то **умножайте преступление**. Ибо все то, что вы там делали, было преступлением против Бога, которому вы предпочли идолов. И приносите жертвы ваши с утра, чтобы не было никакой отсрочки для преступления, и десятины ваши в три дня или, как перевел Симмах, **десятины ваши в третий день**. Это место, как нам кажется, можно объяснить следующим образом: в левитском законе [[old:lev:07:start|(Лев. гл. 7)]] предписано, чтобы одни жертвы не сохранялись до другого дня и чтобы другие не оставлялись до третьего дня; если же кто-либо оставит их, то они будут нечистыми. Таким образом, это имеет следующий смысл: закалайте ежедневно нечистые жертвы, и совершайте оскверненные приношения, и **приносите в жертву хвалы квасное**, что, по предписаниям Моисея, вовсе не приносится Богу. Вместо **хвалы** Акила перевел Εὐχαριστίαν, то есть **благодарение**, что по-еврейски называется "thoda". Провозглашайте, говорит, о добровольных приношениях, которые евреи называют "nadaboth", то есть доброхотными. Добровольное приношение служит выражением радости, и по латыни мы можем назвать его "ерulum" (пиршеством). Сделав это, разгласите всем о вашем нечестии, чтобы вы оказались не только совершившими это, но и сообщившими об этом другим. Предписываю же Я это и говорю в виде повеления для того, чтобы удовлетворить вашему желанию, потому что вы так поступали и хотели этого, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. Поэтому и дал Я вам **оскомину зубов**, как перевели LXХ, которым и мы в настоящем месте последовали ради простоты выражения, или **чистоту зубов**, как перевели Акила и Симмах, указывая чрез чистые зубы на сильный голод. И произвел Я недостаток хлеба не в одном городе, но во всех городах ваших, и не в одном месте, но во всех местах. И хотя Я сделал это не с целью наказания, а для того, чтобы дать вам повод к покаянию, однако вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Это мы сказали применительно к еврейскому тексту. Теперь мы перейдем к LХХ толковникам и вкратце объясним, какой иносказательный смысл заключается, по нашему мнению, в каждом пункте, потому что если бы мы захотели относительно того и другого издания изъяснять оба смысла, то этого не позволила бы величина книг. Вы вошли в Вефиль, то есть в дом Божий, под которым разумеется церковь, и беззаконно поступали в отношении к Господу, попирая Его заповеди. В **Галгале** же, что означает //открытие// или //катание// (vоlutabrum), вы умножили беззакония, присвояя себе знание священных Писаний, и превозносясь в высокомерии, скатились в глубокую грязь. Вы также приносили с утра жертвы ваши и в третий день приношения ваши, преобразившись в ангела света и ограничивая пониманием в отношении к одному дню троякий смысл Писаний, относительно которого нам заповедано трояким образом записывать его в сердцах наших. Ибо мы должны понимать Священное Писание сначала в буквальном смысле, придавая всем предписаниям нравственный характер, потом аллегорически, то есть в духовном смысле, и, наконец, в отношении к будущему блаженству. Но вы, оставив, говорит, без внимания первый и второй день, строите у себя какие-то духовные здания без фундамента и ставите над стенами кровлю. Еретики, о которых это говорится и к которым это направлено, не довольствуются и такого рода крайним нечестием, но, удалившись из церкви, они читали вне ея закон Божий, и старались с каждым из своих учений, измышленных развращенным сердцем их, соединить исповедание [веры] и свидетельства, или приносили в жертву квасное, о котором в Евангелии говорится: //берегитесь закваски//, то есть учения //фарисеев// [[new:mf:16:06|(Мф. 16:6)]]. И это делали они не вследствие заблуждения, но умышленно, не вследствие случайного расположения, а вследствие весьма сильной любви к злу. Поэтому Господь угрожает им наказанием, говоря: **дам вам оскомину зубов**, что по-гречески называется γομφιασμός. Так как по Иезекиилю [[old:iez:18:start|(гл. 18)]] у того, кто будет есть кислый виноград, будет оскомина на зубах, то они, злоупотребляя свидетельствами Священного Писания и вкушая его незрелым и без свойственной ему сладости, утратят крепость зубов и не будут в состоянии разжевать твердой [пищи] и ввести ее в желудок на пользу всему телу. Эту оскомину зубов и недостаток хлеба Я дам и во всех городах, и во всех местах ваших, чтобы вы испытывали голод относительно слова Божия и того хлеба, который сходит с неба [[new:in:06:start|(Ин. гл. 6)]] и о котором написано в Псалмах: //хлеб ангельский яде человек// [[old:ps:077:25|(Пс. 77:25)]]. Все это Я сделал не по жестокости и строгости грозного и неумолимого судии, как клевещут еретики, но для того, чтобы вы обратились во Мне, согласно с написанным: //всуе поразих чада ваша, наказания не приясте// [[old:ier:02:30|(Иер. 2:30)]]. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Идите в Вефиль - и грешите, в Галгал - и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня** //Обличение народа Израильского// Со [[old:am:04:04|ст. 4]] пророк обращается уже ко всему народу и указывает ему бесполезность и бессмысленность служения в Вефиле и Галгале. Речь пророка имеет иронический характер. - //Приносите жертвы ваши каждое утро// (laboker), - //десятины ваши хотя через каждые три дня// (lischloscheth jamim): labokef и lischloscheth jamim новейшие комментаторы (Велльг., Новак) понимают как указание на ту практику, которая была в Вефиле; богомольцы на другой день по приходе, утром (laboker = утром, а не каждое утро), приносили жертвы, а на третий (lischloscheth jamim = на третий день, а не //"хотя через каждые три дня"//) отдавали десятины. Пророк как бы говорит: делайте, как вы делаете, это не принесет пользы. Другие иронический характер слов пророка видят в том, что, по обычаю, жертвы приносились только в большие годовые праздники ([[old:1ts:01:start|1 Цар I]]), а десятины отдавались через три года ([[old:vtor:14:28|Втор ХIV:28]]); пророк, таким образом, осмеивает неразумное и бесполезное усердие израильтян (Новак, Юнгеров). [<10>]