[<10>] ====== Толкования на Ам. 5:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4-6 **Понеже сия глаголет Господь к дому Израилеву: взыщите мене, и поживете: а не взыскуйте Вефиля и в Галгалу не входите и ко кладязю клятвы не ходите, яко Галгала пленяема пленится, и Вефиль (будет) аки не быв. Взыщите Господа, и поживете, яко да не возжжется яко огнь дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающаго дому Израилева** Опять не допускает грешников впасть в отчаяние, хотя они и виновны в страшных и нетерпимых прегрешениях, но, уловляя в покаяние, дает обещания от имени Бога. Посему естественно изображает Его теперь обещающим отпустить им провинности и освободить от наказания и страхом пред ним, ибо Зиждитель но естеству благ, //«долготерпелив и многомилостив, и раскаяваяйся о злобах»//, как написано [[old:iol:02:13|(Иоил.2:13)]], и, как Сам Он говорит чрез Иезекииля, не хочет //«смерти грешника, но еже обратитися ему от пути зла и живу быти ему»// [[old:iez:18:23|(Иез.18:23)]]. Посему, если вы дорого цените жизнь и это представляется вам предметом достоприятным, то перестаньте обманываться и, отстранившись от столь продолжительного уныния, взыщите мене, говорит: то есть служите Мне, по естеству Богу, животворящему, могущему спасти и поставляющему чтителей Его вне всякого зла. Но наперед, говорит, должно очистить себя, извергнув из своей души скверну отступления, – предварительно уничтожить хорошенько нечистоту заблуждения и таким образом прилепиться к Богу. Что же именно надлежало делать обратившимся к покаянию, уясняет, говоря: **не взыскуйте Вефиля, и в Галгалу не входите, и ко кладязю клятвы не ходите**. **Кладязем клятвы** называет Герару. Это – город Филистимлян или Палестинян: после того как Авраам и Авимелех поклялись взаимно и заключили между собою мирный договор при колодце, город и был тогда переименован в Кладязь клятвы. И Галгал, и Вефиль, и, конечно Герара были города сильно расположенные к нечестию и доставлявшие обольщаемым многовидные соблазны. По необходимости повелел удаляться от них, включив в речь и угрозу, чтобы всячески побудить к доброму. Исчезнут, говорит, и Вефиль, и прочие города: один пойдет в плен к врагам, другой будет сожжен так, что можно будет подумать, будто его никогда и не было. Итак, говорит, нужно искать Бога, чтобы жить, прежде чем **возблистает дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающего**. **Возблистает** говорит вместо загорится, а домом Иосифом называет Ефрема, или жителей Самарии, потому что Ефрем и Манассия произошли от Иосифа. Так и когда именует их Израилем, мы разумеем, что по отцу названы его потомки, равно и в том случае, если назовет Иосифа, понимай одинаковым образом. Итак, прекрасное дело покаяние, отвращающее кары, прекращающее движения гнева, избавляющее ревнующих о нем от прещений Владыки и освобождающее нас от всякой напасти. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы** Бог есть источник вечной жизни, радости и блаженства. Без Бога нет счастья для человека. Кто уходит от Бога, он уходит от радостей земных и небесных... А жизнь земная без Бога своей пустотой и постоянной тревогой сама направляет нас к Богу. Ищи Господа, человек заблудший! Ты найдешь Его и получишь истинный покой и счастье!.. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-5 **Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто** В Писаниях обыкновенно к неблагоприятному всегда присоединяется радостное, и после строгих угроз Бог призывает тех, которых Он устрашал, к покаянию, подобно тому, как мы читаем у Исаии: //Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии// [[old:is:01:04|(Ис. 1:4)]]. И сказав: //земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают// [[old:is:01:06|(там же, ст. 6)]], Он делает им утешительные обещания: //измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших, научитеся добро творити, взыщите суда, судите сиру, оправдите вдовицу, и придите, истяжимся, глаголет Господь// [[old:is:01:16|(там же, ст. 16–18)]]. Как у Исаии Он ободряет милостивыми словами тех, которых устрашал гласом строгости, так и у этого пророка Он [поступает] в отношении к тем, которым сказал: //дом Израилев пал и не восстанет более, дева Израилеви заблудилась на земле, и некому поднять ее//. Теперь он говорит не им, а говорит дому Израилеву, то есть десяти коленам, (или **дом Израилев**, то есть десять колен), **взыщите Меня и живы будете**, потому что вы стали мертвыми вследствие того, что не искали Меня. И когда вы будете искать, то найдете, а когда найдете, живы будете. **И не ищите Вефиля**, в котором был золотой телец, и Галгала, места идолослужения, о котором Я и выше сказал: //вся злобы их в Гамалех// [[old:os:09:15|(Ос. 9:15)]]. **И не ходите в Вирсавию**. Вполне справедливо сказал: не ходите в Вирсавию, то есть к колодезю клятвы, потому что если где колено Иудино впадало в заблуждение, то оно обыкновенно поклонялось идолам. Но Израиль настолько увлекался идолослужением, что, не довольствуясь своими идолами, ходил к чужим. Далее говорится: **Галгал будет отведен в плен и Вефиль будет бесполезен** или **обратится в ничто**, когда будут разрушены в нем идолы. О Вирсавии совершенно умалчивается; потому что после поражения десяти колен город, называвшийся Вирсавиею и принадлежавший в то время к колену Иудину, не был ни взят в плен, ни разрушен. При этом нужно заметить, что Семьдесят толковников в настоящем месте перевели [собственное] имя **Вирсавия** чрез слова //колодезь клятвы//, но далее они поставили самое, имя: //жив бог твой, Дан, и жив путь в Вирсавию// [[old:am:08:14|(Ам. 8:14)]]. Они сказали о пути в Вирсавию потому, что из Израиля совершали для служения идолам длинный путь к крайним пределам Иудеи, которые находились в Гераре и соприкасались с пустынею Египетскою. Это то место, в котором жил Авраам, и так как он и Авимелех, дав семь овец, поклялись взаимно при заключении союза, то оно было названо //колодезем клятвы// или //колодезем семи// по числу семи овец [[old:gen:21:start|(Быт. гл. 21)]]; ибо "sabe" означает и то, и другое. В иносказательном же смысле повелевается дому Израилеву, то есть тем, которые тщеславятся знанием Бога, не искать Вефиля, и не входить в Галгал и не ходить или не подниматься к колодезю клятвы, но более искать Бога и жить в Нем. Ищут же **Вефиля**, что означает //дом Божий//, те, которые говорят: //храм Господень, храм Господень// [[old:ier:07:04|(Иер. 7:4)]], и надеются на здания, о которых Господь говорил ученикам: //приидут дние, в няже не останет камень на камени, иже не разорится// [[new:lk:21:06|(Лк. 21:6)]]. Входят в Галгал те, которые после пришествия Христова снова желают обрезываться. Ибо в Галгале во второй раз был обрезан народ. Отсюда это место получило и самое название, потому что Господь снял с них посрамление египетское [[old:nav:05:start|(Нав. гл. 5)]]. **И не ходите**, говорит, **в Вирсавию** или **к колодезю клятвы**: не смотрите, как на пределы Иудеи, на те, которые некогда в буквальном смысле обещало Писание, от Дана до Вирсавии, и не говорите более к пророкам: //ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его// [[old:ps:075:02|(Пс. 75:2)]]; но слушайте то, что сказано об апостолах: //во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их// [[old:ps:018:05|(Пс. 18:5;]][[new:rim:10:18| Рим. 10:18)]]. Ибо Галгал, то есть обрезание плоти, будет пленено истинным обрезанием сердца, и Вефиль, который вы считаете домом Божиим, обратится в ничто или лучше, по моему мнению, будет бесполезен, то есть "аvеn", так что будет называться не домом Божиим, но **домом бесполезным** или [домом] **идола**. Иначе: ищет Вефиля тот, кто следует только букве убивающей, а не ищет в словах смысла, то есть Бога. Входит же в Галгал тот, кто стремится к высшим откровениям, обольщая себя высшим знанием, и идет или поднимается к колодезю, из которого самарянка желала почерпнуть воды, не могшей утолить жажду, не зная того, из чрева Которого текут источники живой воды в жизнь вечную [[new:in:04:start|(Ин. гл. 4)]]. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы** В [[old:am:05:04|ст. 4-13]] пророк доказывает справедливость божественного наказания Израилю. Наименование //дом Израилев// в [[old:am:05:04|ст. 4-м]] употреблено пророком не о всем избранном народе, как в [[old:am:03:01|III:1]], а только о десятиколенном царстве, к жителям которого и обращено приглашение взыскать Господа. [<10>]